Плеханов.
Страница 4

Будучи ортодоксальным марксистом, Плеханов всегда выступал сторонником решительной борьбы с самодержавием, что особенно ярко проявилось после начала первой революции в России. Так, он призывал к массовым выступлениям, вплоть до народного восстания против самодержавия, подчеркивая, однако, необходимость его всесторонней подготовки. Этим объясняются и предостережения Плеханова в канун декабрьских событий 1905 г. в Москве от импульсивных действий, от преждевременного столкновения с правительством, которое, в случае неудачи, может стать поводом для разгрома участников революционной борьбы. Известный вывод: "не нужно было и браться за оружие", сделанный после поражения московского восстания (см. Там же. М., 1926. Т.15. С.12), отнюдь не свидетельствовал, вопреки утверждениям Ленина, о проявлениях "оппортунизма" Плеханова. Он никогда не был анемичным мыслителем и всегда сохранял веру в высокий потенциал пролетариата как революционного класса, как главной силы в борьбе с самодержавным режимом. Отметим также, что Плеханов во время революции не исключал возможность проведения отдельных террористических актов против гражданского, полицейского и военного "начальства" для дезорганизации сил неприятеля.

В период отступления революции Плеханов выступал за участие социал-демократов в работе Государственной думы, начиная с ее первого созыва в 1906 г., допускал создание блока с кадетами при выборах, поддерживал отдельные внедумские действия социал-демократов с буржуазными либералами. Свою приверженность общей схеме расстановки классовых и политических сил Плеханов сохранял и в дальнейшем. Надеясь на новый подъем революционной волны, он призывал не форсировать события, а сосредоточиться на воспитании политической сознательности пролетариата, на собирании и умножении всех антисамодержавных сил. В целом же, революция 1905 - 1907 гг. и последующие события выявили, что ортодоксальный марксизм Плеханова в ряде случаев сдерживает поиск новых творческих решений, не всегда учитывает возросшую динамику и особенности классовой борьбы в России и в мире в начале XX в. В этой связи показательно, что даже видный идеолог германских социал-демократов К. Каутский, пользовавшийся большим авторитетом у Плеханова, при оценке революционных событий в России проявил в то время больше смелости и реализма (см., например, брошюру Каутского "Движущие силы и перспективы русской революции", 1906). В целом можно согласиться с выводом Н.А. Бердяева, который писал, что Плеханов был "революционером более книжным, чем практическим. Он мог быть вожаком марксистской школы мысли, но не мог быть вожаком революции, как это и выявилось в эпоху революции" (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С.78).

Взгляды Плеханова служили одним из важнейших компонентов идеологии меньшевизма как более умеренного течения в РСДРП. Однако Георгий Валентинович оставлял за собой право на идейную самостоятельность и отнюдь не всегда поддерживал меньшевиков, что проявилось, например, после завершения первой революции в его совместной с Лениным борьбе против так называемого ликвидаторства. При этом прочный союз с большевиками, которых Плеханов предлагал называть не марксистами, а бланкистами, им исключался. В 1908 - 1909 гг. имел место конфликт в редакции многотомного издания "Общественное движение в России в начале XX века" (М., 1909 - 1914. Т.1 - 4). Плеханов объявил А.Н. Потресова (автора статьи в первом томе) в проявлениях "ревизионистских" взглядов, выразившихся, по его мнению, в умалении роли группы "Освобождение труда" и, наоборот, в преувеличенно высоких оценках деятельности "легальных марксистов". Конфликт как таковой вероятно можно было разрешить, но за ним, однако, скрывалась неудовлетворенность Плеханова состоянием меньшевизма, в котором, в частности, развивалось "ликвидаторство". Упреки в идейной нестойкости деятелей меньшевизма сочетались у Плеханова со стремлением утвердить свою точку зрения как единственно правильную. В результате конфликт послужил фоном фактического разрыва Плеханова с меньшевистским руководством (П.Б. Аксельродом, Ю.О. Мартовым, А.Н. Потресовым и др.). Плеханов возглавил течение "партийного", или революционного меньшевизма и стал его главным идеологом, стремясь, как и прежде, выступать под флагом марксистской ортодоксальности, против крайностей "ликвидаторства" и революционного максимализма большевиков. При этом он выражал надежды на восстановление единства РСДРП на основе общепартийной программы 1903 г. Эти надежды, однако, были иллюзорными, что стало особенно очевидным после проведения большевиками фракционной Пражской конференции (январь 1912) и Венской конференции организаций РСДРП (август - сентябрь 1912) их противниками. Отмеченное не дает, однако, оснований говорить о центризме Плеханова; вообще сомнительно, вопреки бытовавшим в историографии утверждениям, что в социал-демократическом движении России в ходе или после первой революции сложился центризм как идейно-политическое течение со своей системой взглядов (как это было, например, в Германии, Австро-Венгрии и некоторых других европейских странах).

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое на сайте:

Свободное время в жизни общества. Свободное время и социальное развитие субъекта
Рационально использованное свободное время превращает человека в «иного», более социально развитого субъекта. Совокупность таких субъектов — основа для качественных изменений социальной структуры общества. В обществе сейчас идет достаточн ...

Стиль жизни бизнес-элиты в современной России. Социально-демографический портрет современной российской бизнес-элиты
Существует обратно пропорциональная зависимость между престижем профессии и количеством в ней женщин. Чем больше женщин в группе, тем ниже ее престиж. Наиболее престижны в обществе, как правило, "мужские профессии". Элита в этом ...

Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи
Говоря о ценностных ориентациях молодежи, следует прежде всего выяснить, чем характеризуется понятие «молодежь» и в чем заключается ее специфика как социальной группы. В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых ...