Заключение
Дети-сироты – это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие родительской заботы невозможно в полной мере компенсировать ничем. Но можно, все же, не совершать тех ошибок, которые снижают адаптационный потенциал сироты, и «запускают» его социализацию и адаптацию в неправильное русло. К этому основному выводу мы пришли, теоретически исследовав проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обобщая результаты нашего исследования, можно отметить, что в истории развития призрения и попечения над детьми-сиротами в России прослеживается неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. Институт сиротства известен со времен древних славян, когда детство не было ценностью, а сурового наказания за инфантицид не предусматривалось. Он возник как способ сохранения жизни детям. В разные исторические времена опеку и попечительство над детьми осуществляли общество, государство и церковь.
В настоящее время, главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление качества такой подготовки может производиться в терминах адаптации-дезадаптации.
Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или самоустранение. Первый способ предполагает, что личность изменяет скорее, себя, чем обстоятельства. Этот способ является более предпочтительным, по сравнению со вторым. В нормальной семье ребенок вместе с родительской заботой получает и адаптационный потенциал. Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены адаптационного потенциала семьи.
Стартовые позиции детей-сирот в жизни обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, полученными в государственном учреждении. Многие государственные учреждения в силу объективных причин не в состоянии построить воспитание и обучение детей так, чтобы они могли использовать и наращивать адаптационный потенциал. Дети-сироты, как правило, ни по уровню обучения, ни по уровню воспитания, не способны конкурировать с «домашними» детьми.
Плохие стартовые позиции детей-сирот связаны как с нарушением в социальной защите и обслуживании, так и в неверных психолого-педагогических подходах.
Новое на сайте:
Интерпретация понятий.
*Ценностные интерпретации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшими факторами, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведения. ...
Семья как социальный институт
Семья как социальный институт это, прежде всего, - специфическая организация, обеспечивающая физическое и социальное воспроизводство новых поколений в обществе. В первую очередь именно с этой целью человеческое общество в процессе своей э ...
Организация социальной работы в тюрьмах
Социальная служба учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеет давнюю традицию. После окончания второй мировой войны существовал круг людей, которые заботились о социальных потребностях и нуждах осужденных. В ходе образ ...