Многодетная семья как объект социальной работы. Исторический процесс эволюции семьи в России
Страница 1

Статьи по социологии » Социальная работа с многодетными семьями » Многодетная семья как объект социальной работы. Исторический процесс эволюции семьи в России

Многодетная семья – это семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Количество таких семей постоянно уменьшается. Многодетность рассматривается специалистами в области семейных проблем как некое явление, теперь уходящее в прошлое по мере трансформации общества, образа жизни, роста городов, разрушения сложившихся устоев быта.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России. Доля многодетных по стране составляет 2,6% от общего числа домохозяйств или 6,6% от числа семей с детьми (по данным переписи 2002 года).

Анализируя исторический процесс эволюции семьи и влияния социальной политики государства в послеоктябрьской период России, мы можем говорить о трех основных факторах, разрушивших семью как основной воспитательный институт, а именно: моральном, физическом и факторе психологического отторжения родителей от детей.

И все же семья как социально-экономический и культурный феномен, возникнув на заре человечества, оказалась чрезвычайно устойчивой. Она успешно выдержала разнообразные воздействия сменявших друг друга общественно-экономических формаций.

Многодетную семью трудности не обошли стороной и в период социализма. В Дагестане, например, семью исторически объединяли кровнородственные тухумные связи: частная собственность, сопутствующие социальные отношения, защитная психологическая атмосфера. Это внутренний объединяющий фактор. Извне ее объединяли религиозные предписания, традиции и обычаи, общественное мнение в сфере брачно – семейных отношений и законы.

Социализм, соединяясь с социальными последствиями научно – технической революции, внес коренные изменения в большинство из этих факторов. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по словам И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание стало важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (1917г.) указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

В условиях послереволюционной России семья была настолько традиционно многодетной, что у государства даже не возникало потребности в специальном стимулировании деторождения. Тем не менее специалисты, исследующие проблемы демографии, отмечают, что государство не сформировало сколько-нибудь серьезной демографической политики на перспективу. Вследствие этого, сохранявшиеся по инерции в первые десятилетия советской власти традиции многодетности постепенно начали теряться.

Многодетная семья превращается в нуклеарную (два поколения), планируя для модного в те годы «стиля» не более двух детей. В такой семье значительно слабеют, а то и совсем исчезают, такие средства воспитания, как разнообразие общения, непосредственное соприкосновение ребенка с множеством социально-ролевых отношений, эффект общения с представителями разных поколений и близкими по возрасту многочисленными детьми (братьями и сестрами) и многое другое, обеспечивавшие семье эффективный воспитательный результат.

Страницы: 1 2


Новое на сайте: