Социальные нормы и социальная культура

Духовность и нравственность непосредственно связана с установившимися в обществе социальными ценностями и нормами. Социальные ценности – продукт социального взаимодействия людей, в процессе которого обнаруживается способность социального явления удовлетворять потребностям членов общества. Социальные ценности позволяют каждому понять и усвоить, что признаётся добром, а что злом; какие черты поведения личности принимаются, одобряются и насколько, а какие осуждаются. Не все люди в одном и том же обществе привержены одним и тем же ценностям, одинаково многие принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства. Одни – сторонники коллективизма, другие– индивидуализма, для одного главное в жизни – карьера, для другого – богатство, для третьего- честность и порядочность. Социальные нормы – это общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и путей и средств, ведущих к этим целям. Так, в демократическом обществе нормой является мир, свобода, равенство, братство людей, их честь и достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и мн. др. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Непосредственно связаны с духовностью номы морали. Соблюдение их обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой. Самым древним и распространённым кодексом нравственного поведения являются 10 библейских заповедей. Аналогичный моральный кодекс встречается в разных религиях. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции. Социальную роль культуры невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы. Социальная роль культуры проявляется в трёх основных аспектах. Во-первых, культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его подготовке к жизни в обществе, его социализации. Эта роль определяется тем, что культура выступает как своеобразный резервуар накопления, аккумуляции и передачи социального опыта. Во-вторых, обеспечивая единство ценностей, норм, значений, идеалов и верований всех членов общества, культура служит его важнейшей сплачивающей, интегрирующей силой, во многом определяющей стабильность, устойчивость всей общественной системы. И в третьих, культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Эта функция культуры связана, прежде всего, с тем, что её основную часть составляют социальные ценности людей, содержание и стиль их жизни, ориентиры в её развитии. Особенно наглядно социальная культура проявляется в переходные эпохи развития общества. Культура настолько широко, повсеместно и глубоко в ткань общественных отношений, что, когда общество переживает периоды нормального, сравнительно плавного развития, её роль особо не выделяется, как бы не заметна, само собой разумеется. Но вот когда общество попадает в кризисную ситуацию, часто связанную с его переходным состоянием, сразу обнаруживается важное значение и ничем незаменимая роль культуры для всей общественной жизни её организации, функционирования и развития. Об этом говорит и опыт современной Украины. Кризисное состояние её общества обусловлено не только кризисом промышленного и сельскохозяйственного производства, но и духовным кризисом, когда старая, советская ценностно-нормативная система оказалась разрушенной, а новая пока ещё на пути создания. И глубоко ошибаются те, кто, ища выход из сложившегося положения, видят его в сосредоточении внимания на решении экономических и политических задач при недооценке роли духовной культуры; кто не видит недопустимости резкого сокращения ассигнований на развитие систем воспитания и образования, науки и духовной культуры; кто не учитывает менталитет украинского общества и пытается без учёта этого механически перенести методы хозяйствования и пути развития культуры других стран в нашу страну. Последние несколько лет реформирования в Украине убедительно показали, что вне учёта роли культурного фактора, без его серьёзного роста рациональных результатов достичь невозможно, а социальная напряжённость и конфликты не могут быть преодолены. В теориях культуры всегда важное место отводилось языку. Общий язык поддерживает сплоченность общества, помогает людям координировать действия. Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях, он способствует формированию чувства группового единства. Руководители Украины стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для сплочения всей нации. Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими.


Новое на сайте:

Густав Ратценхофер: основная здача социологии - изучение и описание «взаимоотношений единиц сознания»
Социал-дарвинистским мотивам в социологии Гумпловича оказались созвучны идеи австрийского военного деятеля, философа и социолога Густава Ратценхофера (1842-1904), автора книг «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» ( ...

Деятельность благотворительных фондов в Курганской области в конце ХХ начале ХХI вв.
На первое января 2009 г. в Курганской области действовало 12 благотворительных фондов (данные Общественной палаты Курганской области). Детский фонд, ставший первой общественной благотворительной организацией в Советском Союзе, в Курганско ...

Регулирование рынка труда
Регулирование рынка труда не было введено вплоть до начала 70-х годов, а активная политика на рынке труда в более широком масштабе начала проводиться только лишь с конца 70-х годов, хотя концепция такой политики была разработана уже в 50- ...