Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности. Тревожность как психический феномен
Страница 2

Статьи по социологии » Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности » Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности. Тревожность как психический феномен

Существуют различные формы тревожности и его результаты: агрессивность, расстройство аппетита, нарушение сна, речи, коммуникативных способностей, нервность, а также вызванные им функциональные расстройства деятельности внутренних органов [22].

Лютова Е.К. описала в своей книге, что Е.Ю. Брель проводила исследования, направленные на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Она выяснила, что такие факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальное положение и жилищные условия, оказывают существенное влияние на формирование тревожности [9; с. 43].

Психологическими причинами тревожности могут являться: во-первых, безусловные предпосылки (природные) – свойства нервной и эндокринной систем, слабость нервных процессов, свойства темперамента и др.; во-вторых, обусловленные предпосылки – многократное повторение определенных ситуаций. В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояния тревоги; внутренние – психологические и психофизиологические причины [1].

Итак, причинами появления тревожности можно считать:

ü индивидуальные особенности человека: внутренний конфликт между двумя противоречащими друг другу стремлениями, неадекватное развитие самооценки, чрезмерная ответственность к учебе;

ü особенности адаптации в социуме: неблагополучием ребёнка в социуме, конфликты [5; с. 98].

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в:

ü усилении сердцебиения;

ü учащении дыхания;

ü увеличении минутного объема циркуляции крови;

ü возрастании общей возбудимости;

ü снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

ü напряжение;

ü озабоченность;

ü нервозность;

ü чувство неопределенности;

ü чувство грозящей опасности, неудачи;

ü невозможность принять решения и др. [21; с. 12].

Ученые, изучавшие природу тревожности, придерживаются нескольких точек зрения, которые описала в своей книге Е.К. Лютова. Зарубежные теории: Д. Сели писал, что инстинктивный страх замещается страхом «по опыту» (социальным), то есть у ребенка не хватает индивидуального опыта для взаимодействия с окружающей средой и поэтому у него появляются социальные страхи. Психоаналитический подход, 3. Фрейд полагал, что страх – это аффект, который происходит с человеком вследствие неудовлетворения каких-то потребностей, и от него не избавится, просто удовлетворив её. Соответственно любой страх является страхом внешней ситуации опасности, которая содержит травматический фактор. А. Фрейд считает, что в 6–7 лет тревожность начинает проявляться большей частью в чувстве вины. Г.С. Салливен считает, что тревога рождается из межличностных отношений. Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом взаимоотношений ребенка с миром, то есть у ребенка появляется способность к самоконтролю [21].

В психоаналитическом подходе одним из характерных признаков является тенденция авторов выяснить «психологическую пользу» детского страха, его естественность для психики. В отечественной психологии авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха и тревожности.

В.В. Суворова считает, что тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, имеющих значение индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект [21].

А.М. Прихожан считает, что тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [21].

В.И. Гарбузов отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти [21].

А.И. Захаров говорит о страхе быть не тем, не соответствовать предъявляемым ребенку требованиям, фантастические страхи темных сил, магических существ, драконов, пришельцев, роботов и прочих фигур, которые могут появляться в их сновидениях – это все социальная природа тревожности [21].

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Механизм осуществления социального контроля в трудовых коллективах
Для того чтобы понять систему социального контроля, важно представить себе механизм его реализации, осуществления. В сфере труда механизм социального контроля включает в себя такие основные структурные элементы: • плановые и оценочные п ...

Социология власти
Основные понятия социологии власти Вебера — «власть» и «господство» — задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфному» понятию «власть» (Macht) понятие «господство» (Herrschaft). ...

Система управления ОДП
Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения. Структурные подразделения Центра не являются юридическими лицами и в своей деятельности подчиняются директору Центра. Центр, а также его структурные подразделения созд ...