Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности. Тревожность как психический феномен
Страница 3

Статьи по социологии » Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности » Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности. Тревожность как психический феномен

Таким образом, существуют разные подходы к пониманию природы тревожности. В психоаналитическом подходе (З. Фрейд, А. Фрейд) тревожность определяется состоянием внутренней удовлетворенности человека в наиболее важных для жизнедеятельности потребностях. Согласно социальному подходу (Д. Сели, Г.С. Салливен, А.И. Захаров), тревожность определяется социальным положением ребенка и его взаимоотношениями с внешним миром.

Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожность обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии, и невозможностью идентифицировать источник опасности [1].

Подводя итог рассмотрению тревожности как психологического феномена, мы можем сформулировать ряд выводов.

1. До сих пор в использовании понятий тревожность, тревога и страх в психологии существует некоторая путаница.

2. Анализ литературы показывает, что термин «тревожность» прежде всего, используется для обозначения индивидуальной психологической особенности, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

3. Тревога – это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.

4. Таким образом, тревога – это эмоциональное состояние, а тревожность – психологическая особенность человека.

5. Вместе с тем термин «тревожность» в более широком смысле используется и для обозначения переживания (ситуативная тревожность), и для обозначения устойчивой личностной черты (личностная тревожность).

6. Для разграничения понятий «тревожность» и «страх» можно выделить целый ряд критериев, которые описаны в психологической литературе. Наиболее понятным и практически используемым сегодня критерием является степень конкретности угрозы, на которую реагирует человек: страх возникает в ответ на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность – безобъектное переживание неопределенной, смутной угрозы, часто попросту воображаемой. Страх возникает при нарастании тревоги и в случае ее опредмечивания (согласно концепции явлений тревожного ряда Ф.Б. Березина).

7. Современные психологические исследования тревожности базируются на трех основных источниках: классические теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джеймс и др.), поведенческая психология (Дж. Уотсон, К.Л. Халл, Р. Спенс, Дж. Тейлор и др.), психоанализ (З. Фрейд, А. Фрейд, Г.С. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.). Причем проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и рассматривалась в трудах З. Фрейда.

8. Согласно современным научным представлениям, психологическими причинами тревожности являются три группы факторов: длительное и многократное воздействие стрессовых жизненных событий, опосредованное внутриличностными условиями; неблагополучие в межличностных отношениях; внутрличностные конфликты, имеющие особую значимость для человека. Природными предпосылками тревожности являются свойства нервной и эндокринной систем человека.

9. Тревожность проявляется как на физиологическом (усиление сердцебиения, учащение дыхания, повышение артериального давления и т.д.), так и на психологическом уровне (как напряжение, озабоченность, беспокойство, и т.д.) функционирования человека.

10. Проявления тревожности имею свою специфику у разных возрастных групп. В следующем параграфе нашей работы мы дадим краткую характеристику возрастной динамики тревожности (младшие школьники – подростки). При этом основное внимание уделим специфике проявления и развития данного феномена в подростковом возрасте, так как именно этот возраст интересует нас в рамках нашего исследования.

Страницы: 1 2 3 


Новое на сайте:

Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях
Социальная работа в местах лишения свободы проводится в три этапа: – при поступлении осужденного в учреждение; – в ходе отбывания им наказания; – по подготовке к освобождению. В рамках этих мероприятий оказывается, например, конкретна ...

Пьянство и алкоголизм
Алкоголизм — это болезнь не одного человека, а семейная, поскольку все члены семьи так или иначе чувствуют на себе последствия алкогольной зависимости. Такая семья не выполняет свои основные функции, в ней не реализуются потребности лично ...

Апробация системы профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития социальных болезней у подростков
Мероприятия, направленные на профилактику социальных болезней, были реализованы в Муниципальном образовательном учреждении "Кротовская СОШ". Количество участников – 23 человека (14 девочек, 9 мальчиков), учащиеся 7 класса, возра ...