Персональные социоиндексы.
Страница 1

Индексы социального статуса.

Индексы положительного и отрицательного статуса i-й персоны (из общего числа персон N) оцениваются как отношения , соответственно числа положительных и отрицательных выборов i-й персоны остальными членами коллектива к возможному числу выборов (N-1):

; .

Данные индексы характеризуют степени позитивного и негативного отношения коллектива к i-й персоне. Степень преобладания позитива или негатива в этом отношении характеризует индекс :

.

Индекс общего социального статуса Ci характеризует степень не безразличия коллектива по отношению к i-й персоне, иными словами, степень проявляемого к ней интереса (позитивного или негативного):

.

Из формул следует, что индексы социального статуса, по существу, представляют собой относительные частоты тех или иных выборов. Конечно, для принятия решений внутри социальной группы нет острой необходимости в относительных частотах. Ведь при подведении итогов голосования на собрании трудового коллектива обычно считают абсолютные частоты («сколько», а не «какой процент»). Но для сравнения итогов голосования нескольких количественно разных коллективов по одному вопросу (например, о выборе общего лидера нескольких коллективов) целесообразно использовать социоиндексы. Правда, и здесь возникают нюансы, связанные с разницей в социальных установках групп. Высокий авторитет i-й персоны в научном коллективе и не менее высокий авторитет j-й персоны в коллективе воров – карманников не подлежит сравнению, как несравнимы по силе слон и кит, которые никогда не встречаются в поединке. Но если у выборов кандидата в руководство фирмы социоиндекс равен 0.6 в коллективе рабочих и –0.7 в коллективе менеджеров, то есть о чем подумать избирательной комиссии и самому кандидату.

Индексы социальной экспансии.

По аналогии с индексами социального статуса могут использоваться индексы социальной экспансии (активности) , характеризующие соответственно положительную, отрицательную, преобладающую и общую активность i-й персоны по выражению ее отношения к остальным членам коллектива. Расчет индексов социальной экспансии производится по следующим формулам:

Здесь и соответственно – число симпатий и антипатий, проявленных к i-й персоне по отношению к остальным членам коллектива.

В таблице представлены результаты расчета персональных социоиндексов по данным предыдущей таблицы.

Персональные социоиндексы (пример)

персонали

индексы социального статуса

индексы социальной экспансии

X1

0,20

0,40

-0,20

0,60

0,40

0,40

0,00

0,80

X2

0,60

0,00

0,60

0,60

0,40

0,20

0,20

0,60

X3

0,40

0,00

0,40

0,40

0,60

0,20

0,40

0,80

X4

0,60

0,20

0,40

0,80

0,20

0,20

0,00

0,40

X5

0,20

0,60

-0,40

0,80

0,40

0,20

0,20

0,60

X6

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Поисковое социальное прогнозирование
Методологическая несостоятельность ориентации прогнозирования в общественных науках на безусловное предсказание (столь легко поддающееся здесь самоосуществлению или саморазрушению) привела к изучению способов разработки прогнозов, ориенти ...

Личность в социологии. Основные определения личности в социологии
Теперь, ознакомившись с тем, как в психологической науке изучается и определяется личность, перейдем к тем определениям и характеристикам этого понятия, которые значимы для социологии. На социологическое понятие личности влияют как филос ...

Методологическая часть
Определение цели, задач и гипотезы исследования Важное место в любой программе любого социологического исследования занимает построение его целей и выявление задач. Цель придает общую направленность исследованию, от неё зависят задачи ис ...