Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации

Статьи по социологии » Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации

Проблемы спонсорства, благотворительности и меценатства заключаются прежде всего в отсутствии государственного поощрения и поддержки меценатов и спонсоров, в отсутствии законов о меценатстве и спонсорстве, а также, путанице этих понятий, а путаница эта, в свою очередь, вызвана отсутствием необходимых законов и неграмотного разграничения российскими предпринимателями корыстных, деловых, выгодных для бизнеса поступков и крайне важной, но отнюдь не прибыльной деятельности.

При любом состоянии общества - от стабильного до кризисного - профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта, а также благотворительная деятельность не являются прибыльной. Таким образом, всегда существует расхождение между экономической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния. И меценатство необходимо для поддержания культурного достояния страны, однако в нашей стране нет действующего закона о меценатстве, как и о спонсорстве. Это одна из основных причин нечеткого разграничения между этими тремя понятиями, и вследствие этого, попыток выдать одно за другое.

Благотворительность, как и меценатство, должна быть абсолютно бескорыстной и анонимной. В противном случае меняются их значения, приобретают совершенно другой, корыстный смысл.

Именно неграмотность, наплевательский подход, малоразвитость этих видов деятельности порождают проблемы, связанные с ними.

По «Закону о благотворительной деятельности и благотворительных организациях» РФ от 1995 г.: «Под благотворительной деятельностью

понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

По словарю 1891 года Брокгауза и Ефрона,

Благотворительность

– проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

Авторы учебного пособия «История социальной работы» К. В. Кузьмин и Б. А. Сутырин дают определение понятию «социальная работа», схожее с понятием «благотворительность», но в широком смысле:

Социальная работа

– это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения.

Действующего закона о меценатстве нет, но все-таки есть точное определение меценатской деятельности. Например, по данным Спонсорской программы поддержки социально-значимых событий «Золотое сердце» (www.goldenheart.ru ),

Меценат

- лицо:

• обладающее властью и/или богатством; и

• оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или определенным начинаниям в художественной жизни.

В Древнем Риме (между 74-64 гг. – 8 г. до н. э.) Меценат

– приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические и частные поручения.

Покровительство поэтам сделало Мецената именем нарицательным, а сейчас это слово приобрело новый, важный, фактически экономический смысл.

Эффективное спонсорство в России также не осуществляется. Так, по словам автора статьи «Мудрый спонсор» журнала “The chief” Яна Денисенко (#9(43)2005): «В общечеловеческом смысле спонсорство – это финансирование проведения какого-либо мероприятия, сооружения объекта и т.п… Как бы там ни было, очевидно одно: настоящая благотворительность и спонсорство (не говоря уже о рекламе) – вещи разные. Благотворительность не предусматривает отдачи, адекватной вложенным средствам: вклад в строительство храма, исчисляющийся сотнями тысяч долларов, никогда себя не окупит с экономической точки зрения.».

Федеральный закон «О рекламе» гласит: «Под спонсорством понимается осуществление… вклада… в деятельность… юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу…».

Однако этот закон вызвал неоднозначную реакцию у специалистов хотя бы потому, что фактически причислил спонсоров к рекламодателям, а это не совсем корректно.

Более точное определение понятия «спонсорство» приведено в книге И. М. Воробьевой:

Спонсорство

– это передача юридическим или физическим лицом вклада (в виде денежных средств, имущества, ретов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения рекламы.

Таким образом, необходимость также действующего закона о спонсорстве очевидна.

Предпринимаются попытки разработать подобные проекты. Вот что говорит об этом участница международной научно-практической конференции "Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы" Е. И. Борисова: «Комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации регулирующего общественные отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность еще в середине 90-х годов, выявил значительные пробелы, восстановление которых предполагало принятие срочных мер… Дальнейшая судьба Многострадального законопроекта, разработанного в соответствии с концепцией МК и массовых коммуникаций РФ, на данный момент неизвестна».


Новое на сайте:

Обработка результатов
Возраст опрошенных людей колебался от 15 до 60 лет. На вопрос «Как часто Вы употребляете спиртные напитки?» опрошенные отвечали: рез в месяц и реже – 5 человек; раз в неделю – 7 человек, несколько раз в неделю – 5 человек, каждый день – ...

Анализ демографического развития в разрезе регионов
Хотя Россия - большая по территории страна, региональные различия в воспроизводстве населения далеко не всегда были заметными. Их почти не бывает, если на всей территории страны господствует один тип воспроизводства - либо традиционный, л ...

Ценностное содержание семейных функций глазами студентов
Изменения, происходящие в российской социокультурной действительности и современном мире под воздействием общецивилизационных тенденций таких как глобализация, информационная, сексуальная и иные революции оказывают существенное влияние на ...