Принципы социального управления, их содержаниеСтраница 1
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития законы и закономерности социального управления принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.
Принципы управления – это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.
Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.
Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.
К основным принципам социального управления относят принципы:
· единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
· единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
· сочетания отраслевого и территориального управления;
· приоритетности в достижении стратегических целей;
· научности социального управления;
· прогнозирования социального управления;
· мотивации (стимулирования) труда;
· ответственности за результаты социального управления;
· рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
· экономичности и эффективности управления;
· системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
· иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
· необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
· обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
· сочетания единоначалия и коллегиальности;
· ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
· программно-целевого обеспечения;
· делегирования полномочий;
· гуманизма и нравственности в управлении;
· гласности в принятии решения.
Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Таким образом, принципы социального управления должны:
- основываться на законах развития общества, на законах управления;
- соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
- учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
- в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Новое на сайте:
Прекращение опеки и попечительства
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, ...
Последствия негативной дезинтеграции
личности. Наиболее вероятные
последствия негативных дезинтеграционных процессов для личности
Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв, когда человек полностью деморализован и смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые кризи ...
Женщина в произведениях А. Марининой.
В российском обществе «женская литература» играет сущетсвенную роль отнюдь не как феномен, «созданный женщинами для женщин». Вместе с тем, оставляя в стороне прочие хорошо известные функции массовой литературы, отмечают ту роль, которую о ...