Типология. О некоторых общих теоретических взглядах на развитие общества, которые доминируют в головах наших книжников, их противоречивость и ничтожность.
Страница 1

Статьи по социологии » Постиндустриальное общество » Типология. О некоторых общих теоретических взглядах на развитие общества, которые доминируют в головах наших книжников, их противоречивость и ничтожность.

Все многообразие обществ, существующих и существовавших когда-либо, разделяются на типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность. Все общества делятся на «до письменные» (умеют говорить, но не умеют писать) и «письменные» (владеют алфавитом и фиксируют звуки в материальных носителях). Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена Амазонки и Африки не знакомы с ней.

Согласно второй типологии общества делятся на два класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. «В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов» (1) Так считают современные социологи. Однако, с этим можно и поспорить. Ассоциировать связь руководство – подчинение со связью богатство – бедность, на мой взгляд, не совсем корректно. Именно в родовом обществе существовало жесткое подчинение индивида авторитету вождя, но не в связи с расслоением по имущественному признаку. Точно также и в будущем обществе (действительном постиндустриальном) связь индивидов в форме «руководство – подчинение», безусловно, останется, но не в связи с расслоением общества на «богатых и бедных».

Простые общества, - считают современные социологи, - совпадают с до письменными. Сложные – с письменными. Однако, в действительном постиндустриальном обществе децентрализация управления должна привести к упрощению связей на основе новейших материальных носителей человеческой письменности.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний – охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени это было самым продолжительным способом существования человечества – сотни тысяч лет. Так считают профессора социологии. Очевидно, что здесь они ограничивают себя рамками иудейских проповедей о происхождении человечества*.

На самом деле, большая часть человечества разумного начинало свой путь развития в речных водоемах. Именно в междуречье рек Днепра и Дона, Оксуса и Яксарта – сообщества ариев (оратов), а в междуречье Тигра и Ефрата – сообщества семитов. Говоря о сотнях тысячах лет, нельзя забывать о таком природном катаклизме, случившемся на Земле совсем недавно по историческим меркам – о ледниковом периоде.

Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада**. Так говорят современные профессора социологии. Но есть мнение, что в истории человечества стадного периода никогда не было, как и не было исключительно охотничьих народов. Человек по своей природе не способен жить стадом, как, например, живут парнокопытные или гиены в Африканской саване. Он не так быстр и ловок, как эти звери, чтобы выживать в среде хищников, используя преимущество стадного поведения. Изначально человек был способен выжить в дикой природе лишь в семейной группе, то есть в социуме.

Современные социологи считают, что на смену стадному образу жизни пришло скотоводство (пастушество) и огородничество. Из охоты, дескать, выросло скотоводство, когда люди убедились, что приучать животных экономичнее, чем убивать. Весьма сомнительно, что древние люди думали об экономии. На самом деле, скорее всего, развитие шло иным путем, а именно через удовлетворение потребностей желудка. Племена рыболовов стали постепенно приобщаться к мясной пище животных, приходящих на водопой. А это были дикие кони и козы в междуречьях Оксуса и Яксарта, Днепра и Дона; и дикие коровы (буйволицы) и козы в междуречье Тигра и Евфрата. Чем больше расширялись сообщества рыболовов, тем дальше они отдалялись от речных водоемов, тем сильнее менялся пищевой рацион человека от рыбы к мясу и молоку. Племена рыболовов постепенно превращались в племена пастухов и скотоводов. При этом необходимо помнить особенность строения древнего рода, основанного на групповом браке. При «свободных» половых связях мужчины и женщины только последняя могла знать, кто является отцом ее детей. Поэтому только она могла быть родоначальницей первобытного человеческого рода. Древние сообщества группировались вокруг женщины. Древнее общество – это общество матриархата. И когда современные социологи утверждают, что в древности женщины исключительно занимались собирательством, домашним хозяйством и огородничеством, то эти взгляды могут и должны быть подвергнуты основательному сомнению. В древних сообществах главенствующую роль занимали женщины. Искаженным отражением некогда значительного ее положения в человеческом обществе является культ женщины во многих современных религиях.

Примечание

* Сегодня в «научном» сообществе России господствует теория происхождения человечества из одного «гнезда», или даже - одной протоматери. И гнездышко это, якобы, находилось где-то в Африке.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Символика
· Кельтский крест · Свастика · Руны, особенно изображение двух рун зиг (символ СС), руна одал и хагалаз · Мёртвая голова · Железный крест · Чёрное солнце Би́тники ( англ. Beatnik) — медиа-стереотип, использовавшийся в 1950-х ...

Интернет + Молодежь =?
ИНТЕРНЕТ (Internet — inter + net — объединение сетей) — всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения н ...

Гендер как категория новой истории литературы
Культурным поло-ролевым стереотипом в литературе является определение пишущего субъекта как «мужского», в то время как позиция описываемого объекта идет в сравнение с «женским». Этот стереотип, с одной стороны, постоянно давал привилегии ...