Стадии, способы и средства социализации личности
Страница 2

Статьи по социологии » Социализация как фактор развития личности » Стадии, способы и средства социализации личности

Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.[1]

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.[2]

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.[3]

Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

П.А. Сорокин предлагает свою квалификацию механизмов социализации: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд; 4) вина. Тем самым он вводит моменты, связанные с наличием такого внутреннего свойства человека, как совесть.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

Одним из направлений эволюции общества стало развитие средств социализации. У истоков становления вида Homo sapiens таковыми были разум, речь и труд. Параллельно изготовлению орудий труда появились моральные нормы. Первыми формами социальных объединений были стадо, род и племя – объединения на основе кровнородственных связей. Люди жили родовыми группами, а продолжение рода осуществлялось дуально-родоваой организацией. Первобытное искусство и магические действа дополняли формы социализации на стадии охотничье-собирательного хозяйства возможностью опосредованной передачи и обмена чувств. После неолитической революции

переход к оседлой жизни сопровождался появлением поселений – деревень, облегчивший коммуникацию. Искусство развивалось в направлении создания крупных мифологических систем, объединявших население.

Следующая стадия социализации – создание ранних цивилизаций. Присущие цивилизации города обеспечили обмен информацией между большими массами людей, а создание письменности облегчило хранение и передачу информации, которая до этого была устной. Город (процесс урбанизации), письменность, мифология – три мощных рычага социализации, обеспечивших объединение племен в крупные социальные образования.

Новая отрасль духовной культуры – философия – создала универсальный язык понятий, пригодный для обращения между всеми людьми. Этому же способствовало создание мировых религий, которые, в дополнение к объединению человечества на рациональном уровне, объединили людей на чувственном уровне, на основе веры.

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте: