О "русских" и "нерусских" в России: размышления о причинах российского национализма

Статьи по социологии » Некоторые аспекты современной ксенофобии в коммуникационных шаблонах » О "русских" и "нерусских" в России: размышления о причинах российского национализма

Начнем с того, что роль скинхедов и подобных им организаций в нашем обществе весьма преувеличена. По данным экспертов, в разных регионах России существует около десятка таких организаций. Численность отдельных из них насчитывает 8-10 тысяч человек (с учетом того, что эти организации − межрегиональные). То есть, если суммировать их численность, получается около 40-45 тысяч человек.

Число, конечно, может показаться немаленьким, но надо учесть, что эти 40-45 тысяч рассеяны по разным, в том числе и очень удаленным друг от друга регионам. К тому же это составляет меньше процента от общей численности молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет по результатам переписи населения 2002 года. Да и поддержку населением действий этих организаций нельзя назвать высокой. Опрос ВЦИОМ 2004 года выявил, что им симпатизируют лишь 4,6% россиян (правда, среди респондентов младше 20 лет эта доля была вдвое выше). Поэтому говорить, что источник напряженных отношений между разными народами в России - скинхеды и близкие им по духу организации все же не стоит.

Если на то пошло, то скинхеды - скорее следствие того негативного отношения, что сидит во многих жителях нашей страны, своего рода "гнойник". А "воспалительный процесс", по данным исследований последних лет, засел намного глубже. Вот, например, какие данные были получены исследователями ВЦИОМ в конце 2006 года: мнение, что русские должны иметь в России больше прав, чем другие народы, совсем немного отстало от позиции, что ни у кого преимуществ быть не должно (соответственно, 36% и 44% опрошенных). Еще дальше пошли участники опроса 2004 года в Екатеринбурге, 25% которых и вовсе высказались за то, что всех, кто не относится к русскому народу, нужно селить в специальных районах городов, чтобы свести их контакты с русскими к минимуму. Выборка в обоих случаях была репрезентативной, то есть представительной для населения в целом. Выходит, россияне в большинстве своем настроены достаточно негативно.

Тут мы подходим к очень важному вопросу: а кого, собственно, в современной России можно назвать русским? То, что в нашей стране веками жили бок о бок представители самых разных национальностей, сделало невозможной трактовку понятия "русский" с чисто биологических позиций - за это время народы, живущие в России, просто перемешались. Однако, как показывают те же опросы, определение "русского" носит в массовом сознании совершенно конкретный характер. Упомянутый опрос ВЦИОМ 2006 года предлагал тем, кто выступал за увеличение прав представителям русского народа, ответить на вопрос, кого именно, по их мнению, стоит наградить привилегиями. С подавляющим отрывом первое место тут занял вариант ответа "Тех, кто вырос и воспитан в российских традициях".

Именно это четко показывает нам, в чем же тот самый "воспалительный процесс", о котором мы говорим. В стране существует базовая, общая для большинства культура и те, кто в эту культуру по каким-то причинам не вписывается. Это достаточно красноречиво подтверждают результаты серии опросов, которые проводила петербургский социолог З.В. Сикевич в конце 90-х годов. Почти половина опрошенных (48%) отметили, что на национальность окружающих людей обращают внимание только в том случае, если эти люди им несимпатичны своими поступками. Следовательно, людям зачастую вообще не свойственно воспринимать представителей другого народа как чужих, если поведение последних не идет вразрез с их нормами. В марте 2007 года нами был проведен опрос среди студенческой молодежи г. Екатеринбурга, который показал: эта тенденция до сих пор существует. Получается, что людям зачастую вообще не свойственно воспринимать представителей другого народа как чужих, враждебных, если поведение последних не идет вразрез с их нормами.


Новое на сайте: