Система отношений: СМК - рынок - государство - гражданское общество -
человекСтраница 3
4.2.
В целях систематизации знания о нормативных моделях функционирования СМИ и эффективного их использования, а также дальнейшей классификации функций масс-медиа, автор счел возможным выделить два противоположных вектора развития этих моделей, которые он расположил на схеме сообразно тому, в чьих интересах СМИ осуществляют свою работу. Таким образом, есть четыре основные группы интересов, которые могут в той или иной степени присутствовать в нормативных моделях СМИ. Это может быть совокупный интерес народа как суверенного источника власти, выражающийся в национальных интересах государства; частный интерес политических элитарных групп, иностранных государств; интересы финансово-промышленных структур; интересы СМИ, расходящиеся с общественным интересом.
В схеме автор выделяет четыре основных крайних формы функционирования СМИ сообразно обозначенным интересам. Так, две основные группы, власть и капитал, могут принуждать СМИ к полной политической лояльности для проведения своих интересов на информационном рынке. С другой стороны, сами СМИ в определенных условиях способны практически создавать монополию на информационном рынке, лишая общество возможности свободного доступа к альтернативной информации. Революционные модели не учитывают коммерческие и государственные интересы. В другом случае, более характерном для демократической традиции, общество имеет возможность относительно полного и многоаспектного выражения и сочетания всего спектра интересов в информационном пространстве государства. В государстве, развивающемся стабильно, модель функционирования СМИ не должна выходить за пределы площади треугольной фигуры.
4.3.
Обозначив пути оптимизации телевидения, необходимо перейти к рассмотрению возможных путей достижения этих идеалов.
Перечень институтов, осуществляющих контроль за СМИ, во многих странах мира достаточно разнообразен. В Европе и в Америке существует целая когорта организаций, которые пользуются такой степенью популярности и авторитета, что их публичное заявление либо обращение в суд с обвинением какого-либо телеканала, может привести к закрытию программы и отбору лицензии. У нас в стране общественные организации и инициативные группы, даже общественные палаты, не обладают таким влиянием, кроме того, на письма телезрителей согласно федеральному закону "О СМИ" редакции масс-медиа имеют право не отвечать, а государственные структуры зачастую не выполняют требование законодательства, по которому на любую критику в масс-медиа должна следовать реакция государственной структуры, чье подразделение подверглось критике с предоставлением отчета в СМИ и вышестоящую структуру о служебном расследовании и устранении недостатков. Заявления существующих в России общественных организаций, не имеют такого влияния. Поэтому необходимы альтернативные организации, которые будут наблюдать за соблюдением телеканалами норм закона, лицензионных обязательств, так как телевидение служит источником политической социализации будущих поколений и когда его вещание имеет столь массовый охват, необходимо относиться ответственно к тому как и что показывать.
4.4.
Какие организационные и структурные формы отдельных секторов СМИ (телевидения, радиовещания и печати) эффективнее способствуют развитию демократии? История печати и вещания знает, по меньшей мере, три основных регулирующие формы.
Первая форма - это государственная монополия на владение и управление СМИ. Государственные органы прямо контролируют всю систему СМИ. Без разрешения или согласия государства нельзя сказать во всеуслышание ни одного слова.
Вторая форма - общественная монополия. В этом случае СМИ (чаще всего электронные средства вещания) находятся не в частном, а общественном владении; однако управляющие пользуются значительной автономией и не подчиняются прямо исполнительной или законодательной власти.
Наконец, есть частное владение, обычно в той или иной мере сопровождающееся государственным регулированием; причем степень регулирования разная в разных государствах и на разных стадиях развития.
Новое на сайте:
Персональные социоиндексы.
Индексы социального статуса.
Индексы положительного и отрицательного статуса i-й персоны (из общего числа персон N) оцениваются как отношения , соответственно числа положительных и отрицательных выборов i-й персоны остальными членами ...
Анализ обработанной информации
Опрашиваемым был задан вопрос: пользуетесь ли вы «Законом о защите прав потребителя», и обработанная информация показала, что в основном покупатели предпочитают не конфликтовать, т.е. полагают, что этим все равно ничего не добьешься. Но н ...
Типология конфликта
Еще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию. Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубок ...