Семья в России. Древнерусская семьяСтраница 2
Церковь стремилась укрепить брак, придать ему характер таинства, то есть духовно осмысленного действия, угодного богу. В этом случае подразумевалось добровольное и обоюдное согласие жениха и невесты на брак перед священником и церковью. Но на деле многие браки по -прежнему заключались по принуждению родственников.
В силу долгого господства на Руси крепостного права брак между подневольными крестьянами обычно осуществлялся по воле и согласию помещика. Господин выполнял более древние функции главы рода и принимал решения о целесообразности того или иного брака. В этом случае свадебные ритуалы сокращались и упрощались.
В целом же среди свободного населения соблюдение принятых для определенной местности свадебных обрядов гарантировало дальнейшую счастливую жизнь будущих супругов.
К тому времени уже сложился обычай собирать для невесты приданое, то есть её собственное имущество, которое она приносила с собой в новую семью. В составе приданого обычно были предметы одежды и обихода, хозяйственные вещи, украшения, некая сумма денег. Размер приданого увеличивал ценность невесты. Жених тоже обязан был расплатиться с невестой и её родственниками. Если жених был беден и не мог заплатить, он мог отработать определённое время в семье невесты, чтобы таким образом получить разрешение на брак.
Наиболее полное описание предсвадебного ритуала содержит следующие обряды: выбор невесты, сватовство, показ дома жениха, смотрины невесты, сговор, скрепляемый рукобитием, обручение, подготовка приданого, девичник и мальчишник, обрядовое мытьё невесты в бане. Затем следовало венчание и собственно свадьба, также обставленные многочисленными ритуалами. Кстати девичники и мальчишники сохранились до сей поры, как символическое расставание с холостой и незамужней жизнью.
Выбором невесты и сватовством занимались люди специально выбранные - свахи и сваты. Это часто были крёстный отец или крёстная мать жениха, либо его ближайшие родственники: дядя, женатый брат и т.д. Позднее сватовство стало самостоятельной профессиональной деятельностью. Профессиональная сваха предоставляла в распоряжение жениха сведения о возрасте, красоте, приданом невесты, её нравственности, происхождении и осуществляла саму процедуру сватовства.
Из византийского брачного права пришла к нам процедура обручения, предваряющая брак. Смысл обручения - такой же, как у помолвки: соглашение осуществить брак на деле, скрепление перед богом и людьми взаимных обещаний.
Мужчины могли вступать в брак с 15 лет, женщины с 12 -14, но обручение могло быть совершенно раннее, уже с 7 лет.
Препятствием для брака могло быть несогласие родителей, наличие каких -либо степеней родства или свойства, состояние в другом браке или помолвка с другим партнёром. С окончательным принятием христианства на территории Руси постепенно устанавливается принцип единобрачия. В целом церковь проводила идею о нерасторжимости брачных уз и о вечности брака. Самовольные разводы - запрещались.
В дохристианские времена славяне заключали браки у воды, и у воды могли же расторгать нежеланный союз. Существовал такой обряд: муж и жена становились на противоположных берегах реки или ручья и, взявши за концы тонкую холстину, тянули её до тех пор, пока она не разрывалась. После этого они считались свободными от брачных обязательств.
Новое на сайте:
Организация социальной работы в тюрьмах
Социальная служба учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеет давнюю традицию. После окончания второй мировой войны существовал круг людей, которые заботились о социальных потребностях и нуждах осужденных. В ходе образ ...
Религиозно-традиционалистские основания социальных идей русских консерваторов
XIX – начала XX вв.
Русский консерватизм XIX столетия был в значительной степени новым направлением в отечественной социально-политической мысли. Тем не менее, основы его теоретической базы уходят корнями в русское средневековье.
Так, если вплоть до XVIII в ...
Организационная основа деятельности отделения социального
обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется путем предоставления им социальных услуг в соответствии с территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг и является одной из осно ...