Семья в России. Древнерусская семья
Страница 1

Отличительной чертой традиционной русской семьи являлось проживание неразделёнными многопоколенными семьями. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. В дореволюционной России преобладало сельское население, быт и семья были подчинены патриархальным отношениям. Мужчина - добытчик, кормилец и защитник традиционно противопоставляется женщине - матери, хранительнице домашнего очага. В ведении мужчины находилась внешняя жизнь, общественные связи, в ведении женщины - весь уклад и внутренний мир семьи.

В то время в патриархальных русских семьях существовала своя специфика: жена главы семьи, «большуха», имела достаточно серьёзное влияние на других членов семьи и на мужа. Недаром издавна существует пословица: «Муж в доме голова, а жена - шея, как повернет - так и будет».

В древней русской семье характерны были три вида отношений: кровное родство, усыновление -удочерение и свойство. Свойство подразумевало родство по браку, то есть отношения между одним супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Браки между свойственниками не допускались, так же, как и между кровными родственниками.

В разные периоды русской истории существовало несколько форм заключения брака. В дохристианский период в славянских племенах было распространено насильственное похищение - «умыкание» невесты. С течением времени и укреплением взаимосвязей между родами и племенами насильственное похищение стало заменяться символическим, по согласованию с родственниками и невестой. Именно с тех, языческих, времён сохранился до сегодняшнего дня шутливый обычай прятать невесту на свадьбе, когда жених должен её отыскать и даже заплатить выкуп. В некоторых национальных культурах обряд похищения невесты жив до сих пор.

Надо сказать, что и значительно позже, уже в христианский период время заключения браков увязывалось с календарём сельскохозяйственных работ. За этим строго следила церковь, запрещая или разрешая играть свадьбы в определённое время года.

Существовала ещё одна форма заключения брака - приведение. Она заключалась в том, что невесту вели в дом к жениху с приданым и оставляли там.

Необходимо помнить, что в то время, да и много позже знакомство невесты и жениха было необязательным. Любовь и взаимная симпатия никогда не считались необходимыми для брака. С тех пор дошла до нас поговорка: «Стерпится - слюбится». Станут молодые мужем и женой, а любовь или привычка потом придут.

Необязательность знакомство невесты и жениха до брака была распространённой нормой отношений практически в большинстве стран. Поэтому во все века поэты, сказители, писатели воспевали другие, хотя и очень редкие отношения, основанные на любви и взаимном желании быть вместе. По этой же причине до нас дошло так много волнующих, трагических историй о неземной любви и возможности быть рядом из -за противодействия родителей и родственников или нелюбимого, несвязанного против воли мужа. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Анна Каренина и Вронский – эти примеры стали уже хрестоматийными.

Другой распространенной формой заключения брака была купля -продажа, «покупка». Это уже был брак по договорённости, со сватовством, сговором и свадьбой. Традиционная формула, произносимая сватами: « У вас есть товар - у нас есть купец». При этом жених должен был давать определённую плату за невесту - выкуп. Чем выше была социальная ценность невесты, тем выше цена. Оплата женихом невесты происходила из ранней формы обрядности - похищения. Это было символическое примирение жениха -похитителя с родом невесты и возмещение ущерба за уведённые из семьи рабочие руки.

Реже встречался осуждаемый и обществом и религией самовольный брак, который совершался посредством убегания из дома против воли родителей - «самокрутка». В этом случае речь шла о сердечной привязанности и тайной договорённости между женихом и невестой. Обычно к таким бракам готовились тайно, совершали их без соблюдения традиционных обычаев, чтобы обойти сопротивление родителей, не дававшим на него согласия. После тайного венчания молодые приходили в родительский дом и просили простить их за самовольный поступок. Родители мужа довольн6о часто даровали своё прощение, ведь такие браки обходились намного дешевле, чем обычные. С родителями невесты было сложнее. Чем богаче были родители, тем дольше они не могли идти на согласие и примирение, особенно если у них были другие планы на другой, более выгодный брак дочери. Могли и вовсе не простить, а отсутствие родительского благословения на брак нередко приводило к трагедиям.

Поздняя, одобряемая христианской этикой форма заключения брака - соглашение между сторонами, представляющими жениха и невесту. Согласие последних не очень требовалось. Но заключение брака брала на себя церковь через обряд венчания.

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Сравнительное планирование и моделирование: сравнительный анализ.
Научную методологию социального проектирования следует конструировать, основываясь на основных методологических положениях социальных наук. социальных институтов. Социальное проектирование является одним из инструментов социального управ ...

Классификация субкультур
Виды субкультур Общее описание подвиды Описание подвидов Музыкальные Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки. Альтернативщики поклонники альтернативного рока, ню-метала, рэпкора Готы ...

Технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций
В данном параграфе рассматриваются различные виды социально-культурных технологий, их основные закономерности, и существующая практика применения этих технологий общественными организациями в нашем городе. Как во всем мире и в России, та ...