Теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций
Страница 1

Статьи по социологии » Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России » Теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций

В этом параграфе рассматривается теоретические и методологические основы возникновения и особенности содержания социально-культурных технологий, которые описывают технологии как целостное явление, необходимое для успешной реализации социально-культурной деятельности.

Термин «технология» заимствован из области технических дисциплин. И, тем не менее, его введение в терминологический аппарат социально-культурной деятельности представляется целесообразным, поскольку он отражает совокупность оснований профессиональной, информационной, социально-педагогической и инициативной систем. Эта совокупность систем зависит не только от целей, поставленных перед социально-культурной деятельностью, но и от состояния знаний, умений, способов достижения цели.

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры[2].

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень – в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий – автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный – в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы[3].

Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. Под целью следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии – анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические, культурологические и социально-психологические методы.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, в первую очередь, относятся устное (живое) слово (речь); печатное слово (тексты); наглядные средства экспонаты, репродукции, театр, музыка, хореография, кино, живопись и др.). Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства – общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. Усилению традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений[4]

Страницы: 1 2


Новое на сайте:

Анализ состояния и регулирования социального обеспечения работников и населения в США. Основные положения социальной защиты в США
Вопросы социального обеспечение населения и трудящихся в США являются важнейшим направлением стратегической национальной политики и государственного регулирования социально-экономического развития как на федеральном уровне, так и на уровн ...

Экономическая социология
Ключевое понятие экономической социологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезность — в неоклассической политэкономии). Абстракция «экономическое дейст ...

Основы теории массовой коммуникации
Жизнь современных государств и политических систем сложно представить себе без развитой сети коммуникаций. Массовые коммуникации сегодня сложны и многогранны. Меняются аспекты их работы, меняется законодательство и технические параметры и ...