Практическая часть. Представления учащихся о собственном будущем
Страница 1

Статьи по социологии » Представление учащихся о собственном будущем » Практическая часть. Представления учащихся о собственном будущем

В исследовании принимали участие ученики средней школы «39 г. Витебска от 10-17 лет.

В курсовом исследовании автор применил тест «Автопортрет». Ребятам было предложено оценить себя в прошлом, настоящем и будущем. Результаты теста приведены в Таблице 1.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности служит тест «Автопортрет». Тест адаптирован Р.Бернсом (США). «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».

В настоящем исследовании тест используется в двух аспектах: 1) Для выявлением себя в рамках психологического времени. 2) Для выяснения особенностей «Я образа», представления о себе.

В первом случае ребёнку предлагалась инструкция: «Нарисуй себя в прошлом (какой ты был маленький); нарисуй себя в настоящем (какой ты сейчас); нарисуй себя в будущем (каким ты станешь потом)».

Во втором случае инструкция звучала так: «Нарисуй свой настоящий портрет «Я реальное» (какой ты есть на самом деле); нарисуй свой идеальный портрет «Я идеальное» (каким бы я хотел стать); нарисуй свой фантастический образ «Я фантастическое» (каким бы я стал, если бы не было никаких ограничений).

В обоих случаях каждому из воспитанников предоставлялся лист 11 формата невысокой зернистости (сложенный пополам), простой карандаш М №2, а также коробка цветных карандашей (как дополнительное средство выражения). Предлагалась одна из изложенных выше инструкций с дополнительной фразой: «Если есть желание, можешь раскрасить нарисованные автопортреты, если нет, оставь черно-белый вариант».

По завершении рисования первого варианта методики «Автопортрет», каждому ребёнку были заданы дополнительные вопросы поясняющего характера:

1. Какого возраста нарисованный?

2. Себя ли ты нарисовал?

3. В каком из нарисованных состояний (прошлом, настоящем или будущем) ты чувствовал бы себя наилучшим образом?

Обработка теста «Автопортрет» была произведена по варианту изложенному в «Энциклопедии психологических тестов».

Принципы применения рисунка в психологической диагностике:

1.Для детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.

2.Следует применять единый формат бумаги одинаковой зернистости и одинаковый рисовальный материал, например, всегда карандаш №2, пастели одинаковых оттенков, цветные карандаши нескольких цветов и т.п.

4.В индивидуальной диагностике следует, прежде всего, исходить из рисунков, за возникновением которых имелась возможность наблюдать.

6.Рисунок следует рассматривать как результат деятельности. Эта деятельность может (однако не должна) являться полем проекции интенсивных переживаний.

7.Больше ошибок в психологической диагностике было вызвано преувеличенной проективной интерпретацией рисунка, чем опущением проективной интерпретации.

8.Рисунок никогда не следовало бы использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации.

9.Прожективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний и т.п.

10.Рисунок может явиться индикатором как творческих способностей, так и патологических процессов (функциональных и органических).

11.Рисунок является тем менее надёжным указателем умственного развития, чем старше ребёнок.

Таблица 1.Обработка теста «Автопортрет».

№п/п

Имя Фамилия

Возраст

Индивидуальное представление об «Я- образе»

Психологическое восприятие времени

Принятие себя

Наиболее значимое состояние

Я-вчера

Я-сегодня

Я-завтра

прошлое

Настоящее

Будущее

Прошлое

Настоящее

Будущее

Прошлое

Настоящее

Будущее

1.

Настя А.

12

10

12

11

7

13

23

Не-я

Не-я

Не-я

+

2.

Денис А.

13

7

11

10

2

13

24

Я

Я

Я

+

3.

Юля А.

14

10

10

10

7

8

15

Я

Не-я

Я

+

4.

Лена Б.

15

13

15

16

1

15

17

Я

Не-я

Не-я

+

5.

Яна В.

12

15

10

12

3

11

20

Я

Я

Я

+

6.

Артур Г.

12

12

8

14

1

10

20

Не-я

Не-я

Не-я

+

7.

Таймас Г.

13

14

14

14

6

13

24

Я

Я

Я

+

8.

Люба Г.

12

11

13

15

7

9

15

Я

Не-я

Не-я

+

9.

Наташа Ж.

11

12

14

16

6

10

13

Не-я

Не-я

Не-я

+

10.

Руслан И.

17

9

11

9

2

4

15

Я

Я

Я

+

11.

Ринат М.

17

10

12

14

6

15

25

Я

Я

Я

+

12.

Ксюша М.

11

11

11

14

2

9

12

Я

Я

Я

+

13.

Рината О.

8

15

11

14

2

8

12

Не-я

Я

Я

+

14.

Валя О.

11

13

15

17

1

10

20

Не-я

Я

Я

+

15.

Серёжа О.

12

16

16

17

1

7

13

Я

Я

Я

+

16.

Тоня П.

12

21

24

24

5

12

15

Я

Не-я

Не-я

+

17.

Слава П.

13

11

14

15

1

10

15

Я

Я

Я

+

18.

Витя С.

12

8

12

13

5

11

20

Я

Я

Я

+

19.

Катя С.

10

11

13

15

3

8

20

Не-я

Я

Не-я

+

20.

Юля С.

16

16

6

12

5

6

7

Я

Не-я

Не-я

+

21.

Булат У.

17

9

10

12

1

2

3

Я

Я

Я

+

22.

Таня Х.

12

13

13

16

7

12

18

Я

Я

Я

+

23.

Паша Х.

10

16

17

18

3

11

42

Я

Я

Я

+

24.

Аня Х.

17

13

14

14

2

7

17

Я

Я

Я

+

25.

Саша Ш.

11

7

9

13

5

12

33

Я

Я

Я

+

26.

Нина Ш.

16

11

12

14

4

5

6

Я

Я

Я

+

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо.
Утвердившийся в 18 веке довод о полах, который впервые нашел выражение в работах Руссо и оказал огромное влияние на последующие эпохи. Его работа «Эмиль» явилась исторически первой и имевшей невероятный успех относительно «новой женстве ...

Организация работы информационных и консультативных молодежных служб
Каждый, кто общается с молодыми людьми, по собственному опыту знает, как велика их потребность в социальной поддержке. Под социальной поддержкой обычно понимают те аспекты социальных отношений, которые помогают кому-либо справиться с тру ...

Основные компоненты социального управления
Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов: 1) ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. 2) другим компоне ...