Средства массовой информации - как фактор социализации подростка
Страница 2

Следующий фактор, оказывающий влияние на развитие подростка - школа. Школа - это учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе и основы художественной культуры. В настоящее время и ее положение существенно изменилось. В начале Нового времени учитель "присвоил" себе часть родительских функции. Ныне некоторые его функции стали проблематичными, но в целом школа остается важнейшим общественным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественной жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни подростков, имеющих в своем распоряжении клубы, спортобщества и т.д. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Раньше, когда учитель был самым образованным, а то и единственным грамотным в деревне, ему было гораздо легче.

Весьма сложна и проблема индивидуализации воспитания, обучения и развития мышления у подростков в рамках массовой школы. Еще немецкий просветитель XVIII в. Георг Кристоф Лихтенберг иронически заметил, что "школьный учитель и профессор выращивают исключительно виды, а не индивиды". Задача не в том, чтобы вернуть школе положение самодовлеющего "мира в себе", - а в том, чтобы сделать ее организатором и координатором всей системы воспитания подрастающего поколения. На вынесение значительной части работы за пределы школьного здания и систематическая, а не от случая к случаю, кооперация с внешкольными - и не только педагогическими - учреждениями неизбежно означают серьезную ломку привычных, форм учебно-воспитательного процесса.

Следующий фактор, оказывающий влияние на социализацию подростков - это общество сверстников. Сверстники - это группа подростков одинакового возраста. По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослые учебные, производственные и иные коллективы и организации. С другой стороны, разнообразные неформальные стихийные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее заорганизованы старшими официальные молодежные организации, тем притягательнее и важнее становится неформальное общение.

К факторам социализации также относятся средства массовой информации. Средства массовой информации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории. Среда современного подростка в некоторых случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и среда человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. В неё вошли средства массовой информации, которые проникли в различные сферы его жизни. Такие факторы как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства массовой информации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении, громадному числу людей обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета средства массовой информации становится важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений. Средства массовой информации оказывают неоднозначные влияния на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние средств массовой информации на школьников в процессе их развития отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями в которые он сам начинает искренне верить, так же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в социализации. Рассматривая средства массовой информации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей. Которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой информации - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных компьютерных сетей. Центральные газеты, радио "Россия", кабельное телевидение, многочисленные сельские и районные газеты, телекомпании, которые передают свои программы на весь мир - все это позволяет рассматривать средства массовой информации как факторы воспитания. [3]

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Адаптация детей в детском доме. Проблемы адаптации детей к условиям детского дома
Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут ...

Основные направления оптимизации социальной работы в условиях КЦСОН Речинского района. Перспективы социальной работы в условиях кризиса
Будучи органическим составным элементом перераспределительной системы в обществе государственного социализма, система социальных льгот должна претерпеть кардинальные изменения т. к. настоящее время она потеряла свою социально-экономическу ...

Эффективность досуговой работы ОДП и меры по ее совершенствованию
По состоянию на 31.12.2006 г. отделение дневного пребывания ст. Вешенской посещают 30 пожилых людей, не имеющих возможность проживать самостоятельно и нуждающихся в постоянной посторонней помощи. Всего за 2006 год услугами отделения дневн ...