Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в дореволюционной России
Страница 1

Статьи по социологии » Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию » Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в дореволюционной России

Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях — сиротах и оставленных родителями — на Руси возникает в родовой общине славян. Эта забота и помощь «всем миром» постепенно становятся одной из характерных черт и традиций славянского и затем российского менталитета, проявляясь в форме создания специальных «домов», где «всем миром» кормили и обслуживали сирот и брошенных малюток. Собиравшиеся там же бездомные старики и старухи становились их своеобразными воспитателями. Все там было убого: жилище, содержание, воспитание, но это уже был зародыш элементов социальной защиты детства.

Переход к малой семье, состоящей из супругов и своих детей, приводит к тому, что дети стали получать все больше родительской заботы. Совершенствуется система общественного призрения детей. Забота о детях постепенно все более включается в древнерусское право, в церковные каноны, в государственную политику.

Заметную роль в создании начал социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении. Великий князь Владимир Мономах также считал призрение бедных и страждущих одной из важнейших своих обязанностей. «Избавьте обидимого, защитите сироту, оправдайте вдовицу», — завещал он своим детям.

Наиболее полным дошедшим до нас документом древнерусского права является составленный князем Ярославом свод законов под названием «Русская правда» Отец в этом документе провозглашается главным защитником детей. Определяются некоторые условия опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины, обязательность заботы об опекаемых, обязанность опекуна сохранить в целостности положенное опекаемому наследство и др. Излагаются права детей при разделе семейного имущества и указывается их социальное положение после смерти родителей. Из 37 статей «Русской правды» 8 посвящены социальной защите детства. Для своего времени это был очень гуманный документ в области защиты прав и интересов детей.

Государственная забота о беспризорных и нищенствующих детях впервые юридически закреплена указом царя Федора Алексеевича в 1682 году. В указе, в частности, говорилось о необходимости создания специальных школ и заведений, где нищие дети и подростки могли бы обучаться различным наукам и ремеслам. В связи со смертью царя указ не был приведен в исполнение. Однако выраженные в нем общие идеи получили дальнейшее развитие и практическое приложение при Петре Первом. Ему принадлежит первая попытка внести общий порядок в дело призрения детей в России, построить его на совершенно новых началах, поручив его светским правительственным и общественным органам.

Вопросам социальной защиты сирот и беспризорных детей посвящен ряд петровских указов.

Указами 1712 и 1715 годов предписывалось по всем губерниям «учинить шпиталитеты», куда принимать младенцев, «которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства». Содержаться они должны были на частные пожертвования и средства губернских управ. Объявить, чтобы «зазорных младенцев» не отметывали в непристойные места, где они безвременно умирают, а «приносили бы к тем шлиталитетам и клали в окно тайно». Для ухода за детьми подбирались женщины, которым надлежало платить в год по три деньги, давать хлеба полосьмины на месяц, а младенцам выделять на день по три деньги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте: