Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в дореволюционной России
Страница 2

Статьи по социологии » Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию » Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в дореволюционной России

Указами 1718 и 1724 гг. предусматривались различные формы устройства и трудоустройства беспризорных детей: направлять на мануфактуры, в матросы, в ученики, в услужение, на воспитание людям и др. Главная тяжесть заботы о детях-сиротах возлагалась на сельские обшины, помещиков и монастыри.

Дальнейшее развитие идея и практика общественного призрения детей получают при Екатерине II. При ней широкое распространение получило создание воспитательных домов для детей, оставшихся без родителей, в государственном масштабе предпринята попытка воспитать «новую породу людей» и внедрить систему сословного воспитания детей.

Воспитательные дома предназначались для приносимых внебрачных («незаконных») младенцев и детей, оставляемых родителями из-за бедности, то есть «законных» детей. В этих домах отдельно содержались малыши до 2 лет, их кормили и за ними ухаживали няни. Отдельно жили дети в возрасте от 2 до 7 лет и семи — одиннадцатилетние воспитанники-учащиеся. Программа их обучения включала основы веры, грамоты, арифметики, географии, ремесла.

Воспитанники разделялись по их «даровитости»: одним предстояло быть простыми работниками, другим — ремесленниками и рукодельниками, третьим - с природными дарованиями - заниматься науками, иностранными языками, аптекарским делом и рисованием, а наиболее одаренным — готовиться к поступлению, в Московский университет или Смольный институт благородных девиц.

Воспитательные дома получили от императрицы и наследника 150 тысяч рублей и земельный участок для строительства с домами, банями, мельницей, огородами. Указом императрицы 1775 года были созданы Приказы общественного призрения. В числе других функций на них возлагалось устройство и содержание народных школ, сиротских школ и другие формы работы с детьми. Узнав, что дворянство собирает деньги на сооружение ей памятника, императрица передала все собранные средства Приказу общественного призрения. В каждой губернии на сиротские дома было выделено из казны по 15 тысяч рублей. Воспитательные дома при заключении контрактов освобождались от пошлины, могли покупать и продавать земли и строения, открывать фабрики, заводы, мастерские.

Непосредственно в этих учреждениях воспитывались дети со слабым здоровьем. Большинство же детей после вскармливания кормилицей отдавалось в благополучные семьи, где они оставались до 21 года. Плата за содержание и одежду детей определялась в зависимости от возраста. За отданными в семьи детьми наблюдали окружной врач и надзиратель от воспитательного дома. В воспитательных домах оборудовались и функционировали различные мастерские, в которых готовили лекарей, повивальных бабок, нянь, сельских учителей, телеграфистов, объездчиков, шкиперов для торгового флота. Воспитательные дома, таким образом, становились центрами опеки и попечительства для детей, оставшихся без попечения родителей. Под опекой Санкт-Петербургского воспитательного дома, например, находилось более 30 тысяч детей, в том числе на грудном вскармливании, в приюте, под патронажем в семьях, в больницах, на обучении в училищах и подмастерьях, в земледельческих колониях. При воспитательных домах функционировали госпитали для бедных женщин с анонимным отделением, где у них не требовали документов и даже позволяли рожать в масках. По достижении 18—20 дет воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из воспитательного дома. Выпускники, их дети и потомки навсегда оставались вольными людьми и не могли быть впоследствии закрепощены. Они имели право покупать себе дома, лавки, вступать в купеческое сословие, заниматься промыслом и распоряжаться своим имуществом; юноши могли получить земельный надел. В условиях крепостного права это были серьезные привилегии. Екатерина П положила начало созданию в России благотворительных обществ, первым из которых было учрежденное ею «Общество воспитания благородных девиц» (1764 г.). В этом закрытом учреждении девочки-дворянки изучали широкий по тем временам круг общеобразовательных предметов: археологию и геральдику, этикет и рисование, музыку и танцы, шитье, вязание и домоводство. Мещанки имели менее насыщенную программу, главное внимание обращалось на рукоделие, стряпню и уборку. На казенные деньги в институте получали образование девочки из бедных семей и сироты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Социальная напряженность в отношениях молодежи и общества
Общество в лице его различных социальных институтов и организаций при­звано содействовать молодежи в получении образования, социально-профес­сиональной позиции, в приобретении жилища, семьи, предоставлении возмож­ности самореализации и со ...

Социально-культурная деятельность общественных организаций в России: исторические истоки, теория и методология. Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в Росси
В этом параграфе рассматривается динамика появления и основные этапы формирования общественных движений и объединений в России, начиная с XVIII века и до настоящего момента, раскрываются причины возникновения и анализируется процесс стано ...

Пути преодоления бедности
В настоящее время в нашей стране в основном завершился начальный этап изучения бедности и выработки подходов к ее снижению в новых условиях. Его результатом стало значительное развитие социального законодательства, формирование общественн ...