Семья и демографические процессыСтраница 3
Подобно любым другим социокультурным нормам, репродуктивные нормы (или нормы детности) усваиваются личностью в качестве средств регуляции поведения и образуют основу внутреннего социального контроля, обеспечивающего согласованность целого ряда действий и поступков, имеющих отношение к рождению детей. Выделяется два типа репродуктивного поведения: рутинное и проблемное.
При рутинном репродуктивном поведении выбор отсутствует, процесс принятия решений не включается, а его результаты соответствуют ожидаемым, т.е. определяются действием социальных норм. В этом случае события развиваются машинально, не встречая никаких неожиданностей и препятствий. Поведение машинально и рутинно, когда результат соответствует ожиданиям.
Проблемным репродуктивное поведение становится в том случае, когда в естественный ход событий вмешивается нечто неожиданное, когда результат не соответствует ожиданиям, когда на пути рутинного репродуктивного цикла возникают барьеры. В этом случае возникает проблемная ситуация, т.е. проблема, которую необходимо разрешить, использовав свободный выбор. Проблемные ситуации представляют наибольший интерес для социологического анализа.
А.И. Антонов выделяет 7 рутинных и 7 проблемных типов репродуктивного поведения. Основной критерий выделения рутинных и проблемных ситуаций - чередование применения и неприменения контрацепции в зависимости от соотношения между величиной потребности в детях и их фактическим числом. При совпадении этих двух величин супруги во всех типах репродуктивного поведения будут стремиться предотвратить беременность, а при наступлении последней - к её прерыванию. Если же фактическое число детей в семье меньше величины потребности в детях, то поведение может быть как рутинным, так и проблемным.
В условиях многодетности основной проблемой оказывается отсутствие зачатия и родов, т.е. нарушения плодовитости. Аналогичная ситуация может иметь место и в условиях малодетности, когда нарушения плодовитости мешают удовлетворить потребность даже в одном или двух детях. В условиях малодетности, когда преобладает потребность в одном или двух детях в семье, чаще всего встречаются проблемные ситуации, связанные с неэффективной контрацепцией. Эти ситуации приобретают особую значимость, когда фактическое число детей больше величины репродуктивной потребности.
По поводу понятия "репродуктивная потребность (потребность в детях)" только в отечественной научной литературе существует значительное число различных, зачастую прямо противоположных точек зрения. Ряд авторов, в частности Л.Е. Дарский, П.А. Эглите, вообще отрицают наличие такой специфической потребности. А.И. Антонов, С.И. Голод, А.Г. Вишневский существование репродуктивной потребности признают, но придерживаются мнения, согласно которому её удовлетворение в условиях конкуренции с другими потребностями может быть отложено или вообще никогда не осуществиться. Условия жизни способствуют либо препятствуют достижению полной реализации этой потребности, но не в состоянии ни усилить, ни ослабить её. Всеми исследователями признаётся, что репродуктивная потребность не связана с физиологической сексуальной потребностью, поскольку в современном обществе сексуальные отношения всё в меньшей степени выступают средством деторождения.
Таким образом, репродуктивная потребность это - устойчивое социально-психологическое состояние социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа он испытывает затруднения в своей личностной самореализации, в достижении внешней и внутрисемейной интеграции /А.И. Антонов, В.В. Бойко/. Социологи, демографы, социальные психологи, специализирующиеся в области репродуктивного поведения населения и признающие наличие репродуктивной потребности, единодушно подчёркивают её социальную природу. Это - существующие в культуре или субкультуре и усвоенные человеком в процессе социализации социальные нормы детности.
Если обычно ценностные ориентации и потребности соотносятся как интернализованная институциональная и индивидуальная основы социального действия, то репродуктивная потребность (потребность в детях) это - скорее репродуктивные ценностные ориентации, поскольку у человека отсутствует как таковая индивидуальная репродуктивная потребность. Однако, согласно сложившейся в отечественной социологии и демографии семьи традиции, в настоящее время повсеместно используется термин "репродуктивная потребность" или "потребность в детях", что - одно и то же.
Новое на сайте:
Анкета
Подросток о себе.
Приглашаем Вас принять, участие в социологическом опросе, посвященном исследованию поведения молодежи в современном обществе.
Порядок заполнения анкеты.
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и предложенные вариан ...
Жизнедеятельность М. Вебера
Первые работы Вебера - «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891; рус. пер.: «Аграрная история древнего мира» - 1923), сразу поставившие его в ...
Некоммерческий сектор в период
социально-экономических трансформаций
Мировой экономический кризис как один из основных факторов социально-экономических трансформаций в России в 2009 году остается важнейшей темой для обсуждения. В сложившихся условиях будущее сектора НКО вызывает тревогу среди их руководите ...