Социальная защита детства в Советской России
Страница 2

Особую заботу государство проявляло о детях-сиротах. Постановлением СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (январь 1942 г.) проявление конкретной заботы о детях-сиротах вменялось в обязанность всем государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям. Во исполнение этого постановления производилось дальнейшее расширение сети детских домов и увеличение их контингента, принимались меры по сохранению и улучшению материально-технической базы детских домов, снабжению их необходимыми средствами, материалами, одеждой, продуктами питания. Сотни детских домов перебазировались из фронтовых районов в глубокий тыл страны.

В остановке всеобщего дефицита продуктов питания и товаров первой необходимости государство изыскивало' возможности материальной поддержки детей-учащихся. Постановлением от 5 октября оно гарантировало всем учащимся получение на завтрак 30 граммов хлеба и 10 граммов сахара или кондитерских изделий. Принимались меры к организации горячего питания школьников, усиленного и специального питания детей с ослабленным здоровьем, к обеспечению детей минимально возможным количеством товаров первой необходимости.

В целях улучшения медицинского обслуживания детей СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского обслуживания женщин и детей» (ноябрь 1944). Органы здравоохранения стали больше внимания уделять санитарному наблюдению за учебно-воспитательными учреждениями, медицинскому обслуживанию детей, организации детского питания, включению в детский рацион ценных пищевых продуктов. Изыскивались разнообразные формы и средства организации отдыха и укрепления здоровья детей. В условиях военного времени по возможности сохранялась сеть летних пионерских лагерей. В окрестностях прифронтовой Москвы, например, летом 1942 года функционировали несколько десятков пионерских лагерей.

Большую заботу о социальной защите детей в военных условиях проявили профсоюзные и комсомольские организаций. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности» (1942 г.). «Комсомольская правда» опубликовала счет специального Детского фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от оккупантов районах, на стипендии студентам, не имевшим родителей. Комсомольскими организациями были созданы 126 детских домов. Комсомольцы и другие общественники через приемники-распределители устраивали беспризорных детей в детские дома, подростков устраивали на работу.

Когда обозначился перелом в ходе войны и стало просматриваться ее победоносное завершение, Советским правительством было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август 1943 г.)- Постановлением предусматривалось создание 9 суворовских училищ, на 500 человек каждое, 23 ремесленных училищ по 400 человек, детских домов на 16300 мест, домов ребенка на 1750 мест, 29 приемников-распределителей на 2 тысячи человек. В них направляли в первую очередь детей погибших фронтовиков, партизан, партийных и советских работников. К концу 1945 года для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов. Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях, за счет органов внутренних дел, системы трудовых резервов, профсоюзных и комсомольских организаций. Только за счет колхозов содержались 4 тысячи детских домов.

Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Возрождается практика передачи детей-сирот в семьи. Под опеку и патронирование было передано за военные годы 270 тысяч детей-сирот.

В послевоенные годы продолжала расширяться практика передачи беспризорных детей главным образом в детские дома. В 1950 году в стране функционировало 6543 детских дома, в которых воспитывалось 635 900 детей. Открылось несколько специализированных детских домов для одаренных детей-сирот, куда отбирали талантливых детей с перспективой их последующего поступления в музыкальные и художественные училища, в балетные школы, определения в военные оркестры.

Детские дома были, в основном, двух типов: дошкольные и школьные.

В дошкольных детских домах жили дети с 3 до 7 лет, в группах по 30—40 человек; содержание и методика воспитательной работы повторяли практику детских садов.

В школьном детском доме содержались дети с 7 до 18 дет. Все воспитанники посещали школу, распорядком дня предусматривалась подготовка домашних заданий, детям помогали закрепленные за группой два воспитателя. После занятий дети посещали работавшие в школе предметные кружки. Кружки эстетического цикла (хор, оркестр, изо) чаще функционировали непосредственно в детском доме. В большинстве школьных детских домов были хорошо оборудованные мастерские, большие подсобные хозяйства, где воспитанники получали первые трудовые навыки и подготовку к будущей профессии. Через детские советы осуществлялось самоуправление воспитанников. Советы под руководством администрации и воспитателей организовывали жизнь воспитанников, их участие во внешкольной работе, связывали мероприятия детского дома и школы.

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Политика на рынке труда
Активная политика на рынке труда – это, прежде всего, создание рабочих мест, программы переподготовки и меры по повышению мобильности – все это специфический шведский вклад в экономическую политику. Нет сомнений, что непосредственное созд ...

Анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики
На изменения в ценностных ориентациях современной молодежи в сфере экономики огромное влияние оказали социально-экономические реформы, проведенные в 90-х годах XX в. Период реформ совпал с рождением молодых людей или застал их в годы детс ...

Вывод
1. Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения. Нация ...