Социальная защита детства в Советской России
Страница 4

В 30-е годы создавались профсоюзные клубы и Дома культуры, в большинстве своем с приличной материальной базой. При этих учреждениях формировались секторы для работы с детьми во внеучебное время, включая различные кружки и секции, детские парки, Дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, детские станции - юных техников, натуралистов, туристов; детские железные дороги и пароходства.

Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков, проявлялось, в том числе и в отдельных самостоятельных движениях: в двадцатые годы это была организация детских клубов, в сороковые — тимуровское движение, в пятидесятые—шестидесятые — коммунарское движение, в семидесятые — педагогические отряды, в восьмидесятые — семейно-педагогические клубы.

Особенно массовым было тимуровское движение — объединение детей в команды в целях помощи семьям фронтовиков, шефства над ранеными, работы в госпиталях и др. Зачастую эта помощь оказывалась анонимно, без афиширования и рапортов. Излишняя формализация этого движения со стороны взрослых привела к тому, что энтузиазм детей постепенно угас. Коммунарское движение (его связывают с деятельностью И.П. Иванова) стало своеобразным возрождением опыта С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Главным в нем было создание самостоятельного детского, подросткового коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, трудовые десанты. Но и это движение постепенно заглохло под прессом бюрократического стремления руководства объявить весь школьный комсо­мол коммунарским движением, подчинив его себе, и заформализовать. Семейно-педагогические клубы больше функционировали летом: выезжали в заброшенные деревни, занимались на огородах, ходили в лес, вечером собирались у костра. Вместе с тем, параллельно этим движениям подростки и молодежь создавали неформальные, нередко антисоциальньте объединения. Эти группировки завоевывали дворы, улицы, населенные пункты, многие из них носили криминальный характер: занимались рэкетом, фарцовкой, организовывали групповые драки, вовлекали в свои «команды» девушек, стали поклонниками нацистской идеологии, «сатанизма» и др.

В целом же советский период развития российского общества характеризуется следующими чертами в области социальной защиты детства. В этот период в стране складывается достаточно стройная система социальной защиты детства, ядром которой является Коммунистическая партия Советского Союза. Среди субъектов социальной защиты детства ведущая роль принадлежит государ­ству, роль церкви практически сходит на нет. Активную роль в социальной защите детства играют общественные организации — профсоюзная, комсомольская, пионерская и другие. Велика роль школы и дошкольных детских учреждений. Многочисленны формы социальной защиты детства. Советская система социальной защиты детства охватывает практически все детское население страны. Она могла бы считаться оптимальной, если бы не бюрократически-формализаторские тенденции, которые привели к ее неприятию и в конечном счете — к разрушению.

Основными достижениями советской системы социальной защиты детства являются искоренение беспризорности, обеспечение пособиями семей, имеющих и ожидающих детей, удовлетворение в основном потребностей общества в учреждениях для детей ясельного и дошкольного возраста, создание многопрофильной и общедоступной системы образовательных и оздоровитель­ных учреждений, обеспечение всеобщего обязательного среднего образования и бесплатного медицинского обслуживания детей, ликвидация безработицы и социальная защита труда несовершеннолетних.

Страницы: 1 2 3 4 


Новое на сайте:

Личные права и обязанности родителей.
Они возникают у родителей при рождении ребенка; основываются на его происхождении, удостоверенном в установленном законом порядке, и прекращаются по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет), а также в случаях, предусмотренных законом. ...

Категории социологии
Понятийный аппарат социологии в современной отечественной науке трактуется по-разному, ибо исследователи исходят из различных теоретико-методологических оснований. Распространенный прием, и особенно в рамках теоретической социологии, когд ...

Экономические условия развития родового общества от варварства к цивилизации
Возникнув на средней ступени дикости и продолжая развиваться, род достигает своего расцвета на средней ступени варварства. В качестве примера в 19-м веке выступают краснокожие индейцы, среди которых долгое время жил сам Генри Льюис Морган ...