Организация социальной - правовой защиты детей и подростков, попавших в
трудную жизненную ситуацию в современной РоссииСтраница 1
В 90-е годы в результате проведения реформ в России проблемы социально- прввовой защиты детей и подростков значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты ,ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.
Система социально-правовой защиты детей и подростков в постсоветский период претерпела серьезные качественные изменения и по целям, и по составу субъектов, и по формам, и по уровню ее материальной базы.
Значительным качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социально-правовой защиты детей и подростков. В числе наиболее важных законотворческих решений выделяются следующие:
• принятие Россией обязательства соблюдать положения и принципы Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»; признание ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересов — приоритетными среди потребностей общества; законодательное закрепление прав детей, в соответствии с Конвенцией, в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе и Трудовом кодексе РФ, в других федеральных и региональных нормативно-правовых актах;
• нормативно-правовые акты по вопросам материального обеспечения детей, их физического, умственного и психического развития. В их числе Федеральная программа «Дети России», утвержденная Указом Президента РФ в августе 1994 г. и пролонгированная до 2005 года Указом от 30 ноября 1999 г.;
• акты, направленные на улучшение обучения и воспитания подрастающего поколения (Закон РФ «Об образовании»), на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав») и др.;
• определение системы компенсаций семьям с детьми через государственные и общественные организации (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»);
• регламентация порядка и правил устройства детей, оставшихся без попечения родителей; решение ряда вопросов усыновления (удочерения), в том числе с иностранным элементом; поддержка институтов опеки и попечительства, приемной семьи и др.;
• разработка мер по повышению рождаемости, преодолению генетически обусловленных заболеваний, реальному снижению рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями психического и физического развития (Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ») и др.;
• создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей (постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»).
Руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН «О правах ребенка», Российская Федерация присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, зашиты и развития детей», а также к Плану ее реализации. Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.
Во исполнение рекомендаций международного сообщества в России принят ряд государственных решений — указов Президента, постановлений Правительства РФ, законов Российской Федерации. Этими документами проблемы детства объявлены приоритетными, определены основные направления государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, определены группы детей, требующих особого внимания государства, утверждены конкретные программы мероприятий по социальной защите детства. Особенно детально разработана Президентская программа «Дети России», в которой названы десять категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, и сформулированы основные направления работы по реализации каждой из десяти подпрограмм. В соответствии с международными обязательствами Правительством РФ принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации (1995 г.). В нем указаны приоритетные направления по социальной защите детства, обязательные для всех государственных органов при формировании и реализации социально-экономического развития страны. План способствует координации усилий субъектов социальной защиты детства — правительственных и неправительственных организаций, образовательных учреждений и семей — в деятельности по улучшению положения детей и защите их законных прав и интересов.
Новое на сайте:
Эффекты оценки социальных программ
Для начала рассмотрим, в чем заключаются эффекты оценки результатов социальных программ. ...
Категории
социологии
Понятийный аппарат социологии в современной отечественной науке трактуется по-разному, ибо исследователи исходят из различных теоретико-методологических оснований. Распространенный прием, и особенно в рамках теоретической социологии, когд ...
Роль конфликтов в жизни украинского общества
"Взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни. Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, ко ...