Адаптация детей в детском доме. Проблемы адаптации детей к условиям детского дома
Страница 2

Статьи по социологии » Дети в детском доме » Адаптация детей в детском доме. Проблемы адаптации детей к условиям детского дома

Кадровый вопрос в сиротских учреждениях решается значительно сложнее, чем в обычных детских садах и школах. Это касается, прежде всего, учреждений, находящихся в небольших отдаленных населенных пунктах. Часто в такие учреждения отправляют воспитанников с плохим поведением или плохой успеваемостью. Степень открытости воспитательного учреждения во многом определяет развитие воспитанников. Если у обычного, свободного, ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад), различные кружки и спортивные секции, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме кругов общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами. В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной территории. Вопрос о закрытости учебного учреждения очень близок к вопросу о возможности выбора, в том числе образования и круга общения. Тюрьму в воспоминаниях уже выросших сирот как раз и создает это отсутствие выбора, когда вынужден делать все как все и по расписанию.

«Исследование показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. Братьев и сестер разлучают, определяют в разные учебные заведения по возрастному цензу, когда одному из них требуется коррекционное обучение, лечение. Одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу». Кроме откровенно жестокого подхода к детям-сиротам, можно констатировать психологическую неграмотность взрослых, работающих с детьми. В результате неумения или нежелания учитывать возрастные особенности детей, дети отстают в развитии. Это, в конечном итоге, сказывается на способности занять достойное место в жизни, вести себя согласно требованиям закона и морали.

Такая печальная констатация не говорит о том, что ничего изменить нельзя. Адаптироваться к насилию или отсутствию выбора, наверно, просто невозможно. Но там, где дезадаптация вызвана, скорее, психологическими причинами, это сделать можно и нужно. Детские учреждения укомплектованы социальными педагогами, педагогами-психологами, грамотными учителями. Со многими детскими домами поддерживают связь небедные производства и просто добрые люди.

Обобщая, можно сказать, что социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются:

- неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;

- в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;

- в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

- в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;

- в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном отношении к детям;

- В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

- в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.

В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Классификация рас
В советской антропологии была общепринята расовая классификация Н.Н. Чебоксарова. Первоначально он выделил три большие расы. В 1979 г. он отнес автралоидов к отдельной большой расе. Большие расы. Экваториальная или австрало-негроидная р ...

Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи
Говоря о ценностных ориентациях молодежи, следует прежде всего выяснить, чем характеризуется понятие «молодежь» и в чем заключается ее специфика как социальной группы. В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых ...

Характерные жесты
· Наклонить голову, чтобы свисала чёлка, и приставить к виску два пальца на манер пистолета. · Сложить руки вместе в виде сердца. · Скривить ноги ступнями внутрь и чуть присогнуть колени. · Фотографировать своё отражение в зеркале. Ри ...