Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка

Статьи по социологии » Семья - быт и проблема образа жизни » Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. [9 c 9]

Если обратиться к рассмотрению проблем нетипичных семей, а также проанализировать опыт их становления, то можно обнаружить, что у них много общего с семьями, имеющими приемных детей. В неполных и смешанных семьях, как и в семьях, воспитывающих приемных детей, дети изолированы от родных матери или отца, а в смешанных семьях им, кроме того, приходится еще и приспосабливаться к новой семье и ее членам. Зачастую новые воспитатели ребенка вынуждены делить свои обязанности с его родителями. Очень часто родителям и детям из нетипичных семей нелегко преодолеть стереотипы, сложившиеся в той или иной общине, С которой они связаны по месту жительства. [7 c 146 – 147]

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Хотя родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. [9 c 11]


Новое на сайте:

Анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики
На изменения в ценностных ориентациях современной молодежи в сфере экономики огромное влияние оказали социально-экономические реформы, проведенные в 90-х годах XX в. Период реформ совпал с рождением молодых людей или застал их в годы детс ...

Демографическая политика
Социальная защита населения – одно из приоритетных направлений социальной политики государства в повседневно-бытовой сфере. Она направлена на формирование и реализацию государством совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых правовых, ...

Репродуктивная функция семьи и воспроизводство населения
Большинство отечественных исследователей отмечают, что простым и достаточным индикатором эффективности выполнения институтом семьи репродуктивной функции является среднее число детей в семьях в соотношении с показателем детности, необходи ...