Региональные внешние эффекты клубного блага в повышении качества жизни населенияСтраница 2
Как известно, клубные блага являются предметом рассмотрения экономикой общественного сектора, которой в свою очередь, по мнению Г.А. Ахинова и Е.Н. Жильцова, имманентно присущ ярко выраженный историзм [3, c. 7]. Историческое развитие цивилизации и государств, как известно, происходит не линейно, а циклично, по спирали. Оно характеризуется сменой периода господства общественных интересов на периоды с ориентацией на частные интересы, ухода в частную жизнь. Каждый поворот цикла исторического развития находит отражение в смене теоретических взглядов о роли государства и общественных институтов в экономической жизни общества.
Индустриальная эпоха (и связанный с ней переход от натурального хозяйства к формированию урбанизированного образа жизни), возникшая на рубеже XVIII и XIX вв., положила начало длительному историческому циклу приоритета частного интереса через «невидимую» руку рынка. Эта эпоха стала эпохой господства идеологии микроэкономики и парадигмы подхода к человеку как к экономическому человеку, не как к цели, а как средству общественного развития.
Рубеж в истории российской модернизации – реформы 60–70-х гг. XIX в. – обусловил появление заимствованной извне клубной формы организации досуга так называемой клубной общественности – дворянской, купеческой, интеллигентской, а в начале XX в. и рабочей.
Предпосылки для появления в России клубов были созданы преобразованиями Петра I и их последствиями, в том числе расширением контактов со странами Западной Европы и освоением их культурного опыта. В том, что касается клубов, это был в первую очередь британский опыт.
Клубы, в современном понимании этого слова, появились в Англии в конце XVI в. как небольшие объединения, однородные по составу участников, создаваемые для общения и отдыха на добровольной постоянной основе. Клубы помогали своим членам ориентироваться в городской жизни, адаптироваться к новой обстановке. В клубы объединялись все, кому имущественное положение позволяло оплачивать клубные услуги, – не только знать, купцы и лица свободной профессий, но также ремесленники и мелкие торговцы, за исключением социальных низов. Росту числа клубов и развитию клубной культуры способствовало покровительство властей всем формам социального общения горожан, проводимым клубами публичных акций, праздничных уличных шествий. Клубы формировались в связи с развитием литературы и прессы, удовлетворяя потребности читающей публики в обсуждении поднимаемых печатью вопросов. Поток печатной продукции давал пищу для клубных разговоров. Клубное общение, по крайней мере в идеале, способствовало преодолению нетерпимости к чужому мнению [4, с. 119–129].
В России клубы появились во второй половине XVIII в., при Екатерине II [3, с. 177–202]. Особенно существенные последствия имело освобождение дворян от установленной Петром I обязательной государственной службы. Получив привилегию не служить, дворянство, писал В.О. Ключевский, «стало в одно и то же время одиноко в обществе и праздно в доме» [1, с. 83]. Таким образом, у зажиточного дворянства не было серьёзного дела «ни в губернской канцелярии, но в вотчинной конторе». И «средство наполнить свой 24-часовой досуг» «оно должно было заимствовать … со стороны, из привычных уже источников западноевропейской культуры», в результате чего сложился своеобразный, «русско-европейский» тип светского общежития дворянства. Иначе говоря, среди дворян потребность в учреждениях типа клубов возникла естественным путём, как результат развития их самосознания и культуры. Точно так же естественным для дворян, получивших «24-часовой досуг», было видеть вначале в клубах исключительно или главным образом средство развлечений.
Новое на сайте:
Приложения
Приложение 1
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
Провозглашена резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.
Генеральная Ассамблея, признавая настоятельную необходимость универсального применения в о ...
Признание центральной роли человеческих ресурсов. Способность учиться.
В работе по внедрению инноваций крайне необходимо знать всю систему человеческих ценностей и те сферы, в которых они смогут быть реализованы.
Изменения в организации можно осуществлять различными способами. Наиболее распространенными из ...
Социальные условия жизнедеятельности работников в Швеции. Общие
сведения
На протяжении первых десятилетий после Второй мировой войны Швеция оказалась в состоянии поддерживать относительно высокие темпы роста ВВП в сочетании с полной занятостью, значительной экономической безопасностью и довольно равномерным ра ...