Благотворительные учреждения. Благотворительные учреждения гг. Кургана и Шадринска в ХIX начале ХХ вв.
Страница 1

Статьи по социологии » Благотворительность в Курганской области - история и современное состояние » Благотворительные учреждения. Благотворительные учреждения гг. Кургана и Шадринска в ХIX начале ХХ вв.

В ХIX в. в Южном Зауралье (на территории современной Курганской области) наиболее развитыми населенными пунктами были провинциальные купеческие гг. Курган и Шадринск, которые не оставались в стороне от объективных процессов развития призрения и попечения.

Курганская богадельня появилась первой из благотворительных учреждений в Кургане. Она была построена на деньги Троицкой церкви. Вероятно, деревянные дома богадельни сгорали несколько раз, потому что на карте конца XVIII в. богадельня указана к западу от церкви, на месте современного универмага, а на карте 1810 г. землемер Плотников обозначил ее уже к востоку от алтаря, ныне территория, занятая филармонией. Если в 1830-е гг. богадельня еще упоминается в различных ведомостях, то в 1840-е годы ее уже нет ни в документах, ни на картах. И только в конце 1860-х гг. в городе вновь появилась необходимость в ней. Бюджет города не позволял выделить необходимую сумму на покупку дома и оборудования. В 1868 г. Сибирь посетил Великий Князь Владимир Александрович. Эта поездка подняла по всей Сибири волну благотворительности. И хотя юный князь в г. Курган не заезжал, городское общество решило учредить в память посещения Тобольской губернии Великим Князем богадельню с присвоением ей звания «Курганская Владимирская богадельня».

18 июня 1869 г. на деньги, собранные курганским обществом в виде пожертвований, был куплен дом у надворной советницы А.В. Дурановой на Береговой улице (ныне ул. Климова). 21 февраля 1871 г. Устав богадельни утвержден министром Внутренних дел.

В период с 1868 г. по 1871 г. пожертвовано на нужды богадельни около 6 тыс. руб. Основными жертвователями были купцы (например, купец Егор Папулов передал на богадельню 1100 руб.), подавшие пример и малоимущим слоям населения, которые внесли посильную лепту – всего 289 руб. 80 коп. Деньги потратили на приобретение дома, его ремонт, купили одежду на 85 руб. 75 коп., столовую и кухонную посуду и пр. Поскольку население богадельни ожидалось преклонного возраста, наняли стряпку и прачку, купили корову за 15 руб. Даже такая роскошная вещь, как самовар, была приобретена за 4 руб. 60 коп. По тем временам это были большие деньги.

В день открытия 15 июля 1871 г. в богадельню поступило 20 человек, как и было предварительно рассчитано, но уже к 1 января 1872 г. осталось только 12 человек. Уж слишком больны и стары были жильцы. У 10 женщин-богаделок возрастные границы 55-81 год, а у 13 мужчин 50-108 лет, и только один был 35-летний, ссыльнопоселенец Иван Голиков, больной и одинокий.

Богадельню обслуживало шесть человек, получавших весьма умеренную плату за месяц. Надзирательнице платили 8 руб., стряпке – 3 руб. 50 коп., горничной – 2 руб. 50 к., прачке – 7 руб., водовозу – 3 руб. 75 к., сторожу – 3 руб. Надзирательницей долгие годы была М.В. Яковлева, которая в 1893 г. подала в городскую Думу прошение о предоставлении ей места в богадельне, которой она долгие годы управляла, где и закончила свой век. На погребение умерших в богадельне выделялось 3 р.50 к.

В 1884 г. на средства Мариинского попечительства для призрения слепых в Курганской богадельне были учреждены две кровати для слепых.

Содержание богадельни осуществлялось на средства Курганской городской управы и пожертвования. Смета ежегодно составлялась с учетом количества призреваемых, которое колебалось от 20 до 33 человек. По смете из управы получали две тысячи (небольшие ежегодные колебания). Хотя богадельня жила скромно, средств не хватало. Пришлось завести огород, за пахоту которого платили 60 коп., остальные работы делали сами. Продукты старались закупать во время ярмарок оптом, имея в виду, что на одного человека расходуются в день фунт (400 г) пшеничной муки, полфунта – ржаной, фунт говядины, чуть меньше фунта баранины, столько же сливочного масла. В году было 104 скоромных дня, когда можно было есть мясо и молочные продукты, в остальные дни пользовались растительным маслом – конопляным и льняным, подсолнечное масло в округе почти не употребляли. Закупались крупа, соль, солод на квас, овощи, яйца (только к Святой Пасхе – 100 штук на богадельню). Кроме съестных припасов, необходимо было ежегодно покупать одежду и обувь, содержать корову, планировать ремонт здания и всякие мелочные расходы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Разработка программы по плодотворной работе со спонсорскими и благотворительными организациями для Тосненского Дома культуры
Автор книги «Менеджмент в сфере культуры» Г. Л. Тульчинский считает, что «проблема нехватки средств для УК – проблема интернациональная… Работники культуры уверены, что решили бы все свои проблемы, будь у них деньги. Это так и не так: ден ...

Основы структурирования социологического знания
Теоретическая и эмпирическая социология. Данное деление является наиболее распространенным и признанным, ему посвящено немало работ в отечественной социологии. В их основе лежит разделение социологического знания на теоретическое и эмпири ...

История возникновения субкультуры
Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникн ...