Стиль жизни бизнес-элиты в современной России. Социально-демографический
портрет современной российской бизнес-элитыСтраница 1
Существует обратно пропорциональная зависимость между престижем профессии и количеством в ней женщин. Чем больше женщин в группе, тем ниже ее престиж. Наиболее престижны в обществе, как правило, "мужские профессии". Элита в этом плане не исключение. Эта самая высокостатусная группа общества во все времена была представлена, главным образом, мужчинами. Женщины здесь скорее исключения, и часто их представительство в профессиональной группе регулируется принудительно, с помощью различных квот.
Так было в Советском Союзе, когда "доля женщин в представительных органах власти должна была составлять примерно 30 процентов. С отменой квот, удельный вес женщин в законодательных органах власти снизился с 30 до 8%, а в исполнительных органах власти остался на уровне 2-5%, причем и в горбачевский, и в ельцинский периоды женщины занимали низшие должности государственной службы" [4, 48]. Понятно, что бизнес не приемлет никакого искусственного "квотирования", и поэтому доля полов в этой группе складывалась путем естественного отбора. Результат такого отбора впечатляет — в бизнес-элите России женщин просто нет. Конечно, это не означает, что в стране нет успешных и даже влиятельных женщин-предпринимателей. Однако женщины, оставаясь в крупном бизнесе, так и не попадают в узкий круг бизнес-элиты.
По мнению Игоря Бунина, ведущего российского эксперта по проблемам развития предпринимательства: "России переход к "мягкому" менеджменту пока не грозит, успеха в деле добиваются люди с сильным или даже агрессивным началом. Поэтому российское предпринимательство сохраняет традиционные маскулинистые черты. Даже если женщина попадает в высшие сферы управления предприятия, она обладает твердым, отчасти мужским характером".
Бизнес-элита — молодая социальная группа российского общества, и члены этой группы молоды. "Так, если средний возраст позднесоветской элиты (1985 г.) равнялся 56,6 года, а горбачевской элиты (1990 г.) — 52,2 года, то возникшая в 1987 году группа "номенклатурных предпринимателей" была на 10 лет моложе" [4, 46]. Ее средний возраст достигал 42,1 года. Это была самая молодая из всех субэлитных групп постперестроечной поры, хотя надо отметить значительное омоложение и других групп (так, средний возраст парламентской элиты 1993 г. составлял 46,5 года, а региональной элиты — 49 лет). "Однако, когда формирование группы в целом завершилось, началось ее стремительное старение. Это говорит о том, что в нее перестали вливаться новые силы" [4, 46]. За восемь лет, прошедших с 1993 по 2001 год, бизнес-элита постарела на шесть лет, и ее возраст составил уже 48,6 года (хотя она по-прежнему остается самой молодой группой среди элиты). Сравнение данных 1993 и 2001 гг. позволяет увидеть изменения возрастной структуры бизнес-элиты: с 2001 года и до настоящего времени она все больше наполняется людьми, которым за 50 и даже за 60 лет. Самой молодой группой бизнес-элиты являются производственники и финансисты (46 лет), а самыми "старыми" — владельцы торговых домов (52 года).
Образование
Современный нынешний российский бизнесмен – один из самых интеллектуальных в мире. По данным исследования 80-95% российской бизнес-элиты имеют высшее образование, 10% - кандидаты в доктора наук. 3% - имеют степень докторов наук.
Много бизнесменов окончили крупнейшие, лучшие учебные заведений нашей страны, например Бауманка, МГИМО, МГУ и др.
Новое на сайте:
Девиантное поведение
Девиантное (отклоняющееся) поведение
– поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Теории, объясняющие причины возникновения де ...
Идея, объединяющая готов
Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к "темному" восприятию мира, особым романтично-депрессивным взглядом на жизнь, отражающемся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), осо ...
Молодежь современного общества. Понятие и
социально-психологические характеристики молодежи
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.[1]
Понят ...