Стиль жизни бизнес-элиты в современной России. Социально-демографический
портрет современной российской бизнес-элитыСтраница 1
Существует обратно пропорциональная зависимость между престижем профессии и количеством в ней женщин. Чем больше женщин в группе, тем ниже ее престиж. Наиболее престижны в обществе, как правило, "мужские профессии". Элита в этом плане не исключение. Эта самая высокостатусная группа общества во все времена была представлена, главным образом, мужчинами. Женщины здесь скорее исключения, и часто их представительство в профессиональной группе регулируется принудительно, с помощью различных квот.
Так было в Советском Союзе, когда "доля женщин в представительных органах власти должна была составлять примерно 30 процентов. С отменой квот, удельный вес женщин в законодательных органах власти снизился с 30 до 8%, а в исполнительных органах власти остался на уровне 2-5%, причем и в горбачевский, и в ельцинский периоды женщины занимали низшие должности государственной службы" [4, 48]. Понятно, что бизнес не приемлет никакого искусственного "квотирования", и поэтому доля полов в этой группе складывалась путем естественного отбора. Результат такого отбора впечатляет — в бизнес-элите России женщин просто нет. Конечно, это не означает, что в стране нет успешных и даже влиятельных женщин-предпринимателей. Однако женщины, оставаясь в крупном бизнесе, так и не попадают в узкий круг бизнес-элиты.
По мнению Игоря Бунина, ведущего российского эксперта по проблемам развития предпринимательства: "России переход к "мягкому" менеджменту пока не грозит, успеха в деле добиваются люди с сильным или даже агрессивным началом. Поэтому российское предпринимательство сохраняет традиционные маскулинистые черты. Даже если женщина попадает в высшие сферы управления предприятия, она обладает твердым, отчасти мужским характером".
Бизнес-элита — молодая социальная группа российского общества, и члены этой группы молоды. "Так, если средний возраст позднесоветской элиты (1985 г.) равнялся 56,6 года, а горбачевской элиты (1990 г.) — 52,2 года, то возникшая в 1987 году группа "номенклатурных предпринимателей" была на 10 лет моложе" [4, 46]. Ее средний возраст достигал 42,1 года. Это была самая молодая из всех субэлитных групп постперестроечной поры, хотя надо отметить значительное омоложение и других групп (так, средний возраст парламентской элиты 1993 г. составлял 46,5 года, а региональной элиты — 49 лет). "Однако, когда формирование группы в целом завершилось, началось ее стремительное старение. Это говорит о том, что в нее перестали вливаться новые силы" [4, 46]. За восемь лет, прошедших с 1993 по 2001 год, бизнес-элита постарела на шесть лет, и ее возраст составил уже 48,6 года (хотя она по-прежнему остается самой молодой группой среди элиты). Сравнение данных 1993 и 2001 гг. позволяет увидеть изменения возрастной структуры бизнес-элиты: с 2001 года и до настоящего времени она все больше наполняется людьми, которым за 50 и даже за 60 лет. Самой молодой группой бизнес-элиты являются производственники и финансисты (46 лет), а самыми "старыми" — владельцы торговых домов (52 года).
Образование
Современный нынешний российский бизнесмен – один из самых интеллектуальных в мире. По данным исследования 80-95% российской бизнес-элиты имеют высшее образование, 10% - кандидаты в доктора наук. 3% - имеют степень докторов наук.
Много бизнесменов окончили крупнейшие, лучшие учебные заведений нашей страны, например Бауманка, МГИМО, МГУ и др.
Новое на сайте:
Демографическая политика
Социальная защита населения – одно из приоритетных направлений социальной политики государства в повседневно-бытовой сфере. Она направлена на формирование и реализацию государством совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых правовых, ...
Конструктивная функция конфликта поколений
Конфликт между молодежью и старшим поколением является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая бо ...
Функции заработной платы с точки зрения фирмы
Заработная плата представляет собой вознаграждение фирмы работающим по найму за произведенную ими работу или за ожидаемый от них трудовой вклад. Фактически фирме приходится нести более высокие расходы на содержание персонала в сравнении с ...