Основы теории массовой коммуникации
Страница 3

Статьи по социологии » Социология коммуникации » Основы теории массовой коммуникации

коммуникативную концепцию политики и ее, так называемое, "постмодернистское" понимание, разрабатывал также Ю. Хабермас. Он отмечал, что политика отражается в системе коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований[7]. Социальное действие состоит не только из стратегического, нормативного, драматургического действий, но включает в себя и коммуникативное действие, целью которого является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации. Ю. Хабермас ввел концепцию "публичной сферы", которую характеризовал такими чертами: возможность открытых дискуссий, критика власти, подотчетность обществу государственных чиновников и др. Своего расцвета публичная сфера достигла в XIX веке, а современное развитие СМК привело, по мнению Ю. Хабермаса, к упадку публичной сферы[8].

В отличие от культурологического, в социологическом

подходе множество классификаций политической коммуникации связывается с построением микроуровневых теорий, которые изучают результаты коммуникации на уровне политических установок, мнений и поведения индивидов и содержат такое представление о политической власти, которое предполагает наличие множества субъектов влияния, достигающих консенсуса в процессе конкуренции между собой. Второе направление сопряжено с построением макроуровневых теорий, отображающих содержание и тенденции развития процессов коммуникации, субъектов политики на уровне политической системы и общества в целом, которые обычно ориентируются на представление о власти как о конфликте между обладающими монополией на власть и оппозицией[9].

Многие направления современной теоретической социологии применяются к анализу политической коммуникации. Позитивизм и социальная феноменология, трактующие массовую коммуникацию как ресурс власти, применяются для изучения производства новостей и восприятия их аудиторией. В рамках концепции ортодоксального марксизма и неомарксизма имеется представление о том, что власть сопряжена с конфликтами, и предполагается подавление масс в интересах элит. СМИ изучается с точки зрения отвлечения гражданина от политической реальности, поэтому акцент делается на изучении функции развлечения.

Сложность механизма СМИ приводила многих ученых к мысли о необходимости его комплексного изучения. Например, исследователь в области коммуникативистики Е.Г. Дьякова приходит к выводу, что при исследовании взаимодействия массовой коммуникации и власти, политология выполняет функции метатеории, и что политологический анализ позволяет проследить возможности и перспективы парадигмального синтеза, а также определить конструктивные принципы каждой из моделей взаимодействия коммуникации и власти [10].

Объединение основных подходов показалось автору возможным на основе выделенных канадским ученым Дж. Томсоном трех уровней изучения информационно-коммуникативных связей. Во-первых, СМИ можно изучать как социально-политический институт - производственную систему со специфическими функциями, социальными связями, деятельностью и организационной структурой, используя институциональный, неоинституциональный и структурно-функциональный подходы, - что, с точки зрения автора, соответствует организационно-техническому уровню по Дж. Томсону. Во-вторых, как субъект и среду применения системы языковой и метаязыковой коммуникации, форму производства и накопления обществом знаний о самом себе, используя культурологический и коммуникативный подходы, образуя семантический уровень. В-третьих, исследовать СМИ как элемент повседневной жизни значительной части людей, используя бихевиористский и социологический подходы и образуя инфлуентальный уровень.

1.2.

В рамках бихевиористской традиции есть научные единицы, получившие название "эффектов коммуникации" и позволяющие изучать влияние СМИ на аудиторию. По классификациям М.Н. Грачева и А.Д. Трахтенберг и Дж. Брайанта, И.П. Яковлева, М.А. Василика. М.М. Назаров выделяет следующие эффекты влияния масс-медиа на аудиторию: индивидуальные и массовые, краткосрочные и долгосрочные, планируемые и непланируемые.

Исследование эффектов влияния СМИ прошло путь становления от ранних представлений, известных под названиями концепций "пули" и "подкожной инъекции", говоривших о практически неограниченных возможностях воздействия СМИ на аудиторию до дальнейших "теорий минимальных эффектов".

Например, исследования П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и Э. Кэмпбэлла показали, что прямое воздействие не находит эмпирического подтверждения, в связи с чем указанными авторами была предложена двухступенчатая модель коммуникации, согласно которой воздействие в ходе массовой коммуникации на индивида большей частью является не прямым, а опосредуется так называемыми "лидерами мнения".

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое на сайте:

Символика
· Кельтский крест · Свастика · Руны, особенно изображение двух рун зиг (символ СС), руна одал и хагалаз · Мёртвая голова · Железный крест · Чёрное солнце Би́тники ( англ. Beatnik) — медиа-стереотип, использовавшийся в 1950-х ...

Инструкция
1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили) ...

Основные направления оптимизации социальной работы в условиях КЦСОН Речинского района. Перспективы социальной работы в условиях кризиса
Будучи органическим составным элементом перераспределительной системы в обществе государственного социализма, система социальных льгот должна претерпеть кардинальные изменения т. к. настоящее время она потеряла свою социально-экономическу ...