Основы теории массовой коммуникации
Страница 4

Статьи по социологии » Социология коммуникации » Основы теории массовой коммуникации

Позже были выдвинуты концепции "активной аудитории" СМИ в плане выбора источников информации и отбора сообщений. Л. Фестингером была предложена концепция "когнитивного диссонанса", возникающего у зрителей при навязывании им сообщений, противоречащих их установкам.

В последствии идея трансформировалась в концепцию целенаправленного информационного отбора У. Уэйсса и "теорию полезности и удовлетворения потребностей" Э. Катца, К. Розенгрена и др., согласно данным воззрениям индивиды осуществляют отбор полезной информации, игнорируя сообщения, не отвечающие их интересам.

Дальнейшие исследования эффектов воздействия СМИ исходили из возможности моделирования с их помощью своеобразной медиа-реальности, отличающейся от политической действительности.

К данной группе исследований можно отнести труды У. Липпмана, теорию "привратника" К. Левина, "спираль молчания" Э. Ноэль-Нойман и концепции информационного дефицита. Все эти концепции в общем говорят о возможности СМИ привлекать внимание зрителя, замалчивать …, актуализировать… и заниматься селекцией сообщений, искажая образ реальности.

В частности, Маккоумз и Шоу описали эффект "формирования информационной повестки дня", вызванный особенностями формата телевидения, имеющего возможность определять набор наиболее важных в тот или иной отрезок времени сюжетов и проблем и вводить данный набор в сознание аудитории[11].

Эффект проявляется, когда речь идет о проблемах, находящихся за пределами личного опыта.

Поскольку большинство политических проблем таковыми не являются, они обсуждаются не потому, что назрела потребность в их решении, а по каким-то иным мотивам.

Примером этого является любая избирательная кампания, где политическими акторами с помощью СМИ привлекается внимание аудитории к тем или иным вопросам в целях осуществления своих политических интересов.

1.3. Массовая коммуникация- процесс распространения информации сведений, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, пространственно рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникацияпрежде всего характеризуется:

ф - наличием технических средств, обеспечивающих регулярный выход и тиражированностью;

ф - социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

ф - массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

ф - многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных

средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.

Характеристики

массовой и межличностной коммуникации

Массовая коммуникация

Межличностная коммуникация

Опосредованность общения техническими средствами

Непосредованный контакт в общении

Общение больших социальных групп

Общение в основном отдельных индивидов

Ярко выраженная социальная ориентированность общения

Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения

Организованный, институциональный характер общения

Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения

Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения

Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта

Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения

Более "свободное" отношение к соблюдению принятых норм общения

Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей

Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей

"Коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность

"Индивидуальный" характер коммуникатора и его "приватная" индивидуальность

Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория

Реципиент - отдельный конкретный человек

Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений

Единичность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность

Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения

Преобладание непосредственного восприятия сообщения

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое на сайте:

Система показателей социальной мобильности
Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй статус. Рассмотрим в начале первую систему. Под объемом мобильности понимается число индивидов, котор ...

История основных направлений и методов работы с дезинтеграцией личности
Социальная работа с кризисной личностью, с негативной дезинтеграцией личности в основном разработана в русле психотерапии. Рассмотрим основные направления, методы, виды и формы социальной работы, направленной на интеграцию личности, на с ...

Социально – исторические методы полов.
Все же нет сомнения в том, что выдвигаемые, например, экономикой или демографической политикой общественные требования и задачи, затрагивающие интересы того или иного класса или нации, имеет большое значение для определения различий между ...