Разработка инструментария социологического исследования
Страница 2

Статьи по социологии » Социологическое исследование » Разработка инструментария социологического исследования

– буферные – служат для переключения внимания респондента при переходе от одной темы к другой.

е) вопросы-фильтры. Они нужны, чтобы «отсеить» или, наоборот, выбрать из всех респондентов нужных (компетентных) людей для ответа на какие-нибудь особые вопросы.

Для успешного проведения анкетирования важно уметь использовать различные формы его организации (индивидуальное или групповое, очное или заочное), учитывая их достоинства и недостатки. Так, при групповом анкетировании, как правило, бывает 100%-й возврат анкет, а при индивидуальном возврат гораздо меньше. При групповом анкетировании имеется возможность опросить сразу целую группу людей, но искренность ответов может быть меньшей, чем при индивидуальном. Проводя заочное анкетирование (например, прессовый опрос), следует помнить, что в нем примут участие, как правило, только люди, очень заинтересованные изучаемой проблемой.

После завершения сбора социологической информации ее необходимо обработать. Обработка анкетной информации начинается с выбраковки собранного материала. Анкеты необходимо проверить на точность и полноту заполнения. Сложилось правило: если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более, анкета выбраковывается и не подлежит обработке. Иначе результаты и выводы исследования будут неточны, а то и вовсе неправильны.

Небольшие анкетные массивы (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, а большие – с использованием техники. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета и т.д.

В любом случае необходимо начинать с процедуры количественного обобщения и упорядочения первичной информации, содержащейся в анкетах. Здесь в первую очередь используется построение таблиц распределений, а также схем и графиков.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его обществоведческой и специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д., анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации). Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т.д.).

Пройдя все этапы социологического исследования и правильно выполнив все необходимые процедуры, можно говорить об успешном его окончании.

Страницы: 1 2 


Новое на сайте:

Личность в социологии. Основные определения личности в социологии
Теперь, ознакомившись с тем, как в психологической науке изучается и определяется личность, перейдем к тем определениям и характеристикам этого понятия, которые значимы для социологии. На социологическое понятие личности влияют как филос ...

Участие структур гражданского общества в выработке и реализации мер по преодолению кризиса
В ряде регионов «представители гражданского общества, независимые эксперты принимали участие в выработке антикризисных мер региональных властей, в работе антикризисных комиссий». Как показала практика, структуры гражданского общества на у ...

Структура интеллектуального капитала России.
Многие в России понимают: сидеть на «нефтегазовой игле» – бесперспективно. Прорыв в постиндустриальное общество возможен только на базе интеллектуального капитала. Три главных вопроса относительно интеллектуального капитала России ждут о ...