Функции СМИ в политической системе и обществе
Страница 5

Статьи по социологии » Социология коммуникации » Функции СМИ в политической системе и обществе

С развитием коммерческих характеристик телевидения (таких как сенсационность и фрагментарность, доминирование жанров развлекательного спектра), важной составляющей политических кампаний на телеэкране становятся внешние характеристики поведения. В результате победу на выборах одерживает не тот лидер, который осознает реальные проблемы и предлагает пути их решения (идеал реализации информационной функции), а тот, кто способен за короткое время на экране завоевать наибольшую популярность в глазах общественного мнения (маркетинговые действия). Политика персонализируется, хотя сами политики даже не получают возможности подробно изложить свои взгляды. В сюжет теленовостей и рекламных роликов вставляется 1-2 фрагмента интервью не более 10-20 секунд. В результате, без должного внимания остается процесс принятия решений, составляющий стержень политики. Действующие лидеры создают информационные поводы, владеют искусством перфоманса, создают псевдособытия, которые не всегда имеют значимость для общества, но поскольку их проводят высшие чиновники, они представляют интерес для прессы.

Маркетинговые действия телевидения, не смотря на описанные черты: виртуализации, персонализации и потери глубины обсуждения политических вопросов, оставляют на экране возможность для конкуренции лидеров. Избиратель может оценить их умение держаться на публике, говорить, организаторские способности команд кандидатов.

Мобилизационные действия телевидения характеризуются отсутствием на телеэкране возможности для равной конкуренции кандидатов, либо закрытием доступа на телеэкран для части кандидатов. Например, телевидение может ограничивать плюрализм, формируя управляемую оппозицию, когда основному кандидату (как правило, находящемуся у власти) в эфире противостоит один или несколько "несерьезных" соперников. Правящая элита в таком случае регулярно и бесплатно появляется на экране, используя административный ресурс. Под которым понимается совокупность имеющихся в распоряжении чиновников возможностей повлиять на мнение и поведение избирателей[25]. Он проявляется как институциональный ресурс, связанный с использованием потенциала и бюджета государственных организаций, а также медийный, связанный с использованием СМИ.

При этом правящая элита может не участвовать в дебатах с оппозицией, чтобы не давать повода сравнивать свой статус с соперниками, поддерживать отдельных кандидатов, появляясь с ними на публике.

В результате подобных мобилизационных действий телевидения спрос аудитории, то есть социальное ожидание зрителя от телевидения удовлетворения своей потребности в политической информации снижается. В результате, телевидение полагается на власть как на источник информации, замещая функцию политической коммуникации функцией транслирования идей и решений правящей элиты.

В этом случае доступ на экран для части политических сил закрыт или неэффективен из-за необходимости непропорционально больших затрат. Неравенство возможностей, когда действующие политики бесплатно фигурируют на экране, а оппозиция вынуждена использовать для конкуренции короткие и дорогостоящие рекламные ролики приводит к поиску оппозицией иных средств ведения коммуникации.

Таким образом, если роль телевидения как канала избирательной коммуникации заменяют мобилизационные действия по управлению поведением масс, то телевидение требует дотационного финансирования. Хотя при проведении маркетинговых действий, телевидение способно зарабатывать на выборах значительные средства, размещая рекламу и агитацию разных политических сил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Какова роль государства в реализации программ поляризованного развития?
Характерной особенностью теории поляризованного развития является ее широкое использование в исследовании проблем хозяйственного развития конкретных районов. Поэтому остановимся коротко на некоторых прикладных аспектах данной теории. Счи ...

Благотворительные учреждения. Благотворительные учреждения гг. Кургана и Шадринска в ХIX начале ХХ вв.
В ХIX в. в Южном Зауралье (на территории современной Курганской области) наиболее развитыми населенными пунктами были провинциальные купеческие гг. Курган и Шадринск, которые не оставались в стороне от объективных процессов развития призр ...

Личность в психологии. Сущность понятия «личность» в современной психологии
В настоящей части нашей работы мы изучим особенности психологической науки к понятию «личность», которое, как мы уже указывали, относится к числу основополагающих для этой науки. Для этого, вначале, ознакомимся с основными понятиями лично ...