Функции СМИ в политической системе и обществе
Страница 6

Статьи по социологии » Социология коммуникации » Функции СМИ в политической системе и обществе

Финансовый ресурс современных выборов в России уже несколько лет характеризуется как избыточный[26]. Например, выборы 2003 г. в Госдуму обошлись партиям и кандидатам в четыре раза больше, чем разрешает закон. Агитаторы израсходовали в среднем по $8,5 на избирателя. Для сравнения, на парламентских выборах в Канаде в 2000 г. на каждого избирателя все кандидаты потратили по $2,7[27]. При этом санкции за нарушение почти не применялись. Подводя статистику судебных заседаний в 2003 году, председатель избирательной комиссии Тульской области А.Н. Машков отметил, что на выборах в областные органы власти было до 130 судебных дел, но результаты выборов ни разу не отменили[28].

Следовательно, участие в выборах при преобладании мобилизационных действий телевидения требует от оппозиции наличия большого финансового ресурса. Административный ресурс влияния на телевидение более выгоден для правящей элиты. Если в государстве в наиболее выгодных условиях в борьбе за власть оказываются субъекты, находящиеся у власти, либо те, у которых власть уже есть[29], то циркуляция элит и рекрутация лидеров замедляется, что может привести к политическому застою. Кроме этого, оппозиция может решиться на применение крайних методов борьбы за власть, а отсутствие финансовых средств компенсировать из иностранных источников под обещание определенных уступок в реализации национальной политики в будущем. Об этом свидетельствует практика "оранжевых революций" на постсоветском пространстве.

Возможные последствия применения мобилизационных действий телевидения в процессе политической коммуникации во время избирательных кампаний можно описать следующим циклом причинно-следственных связей. Применение мобилизационных действий устраняет конкуренцию в избирательном процессе, что снижает доверие населения к информации телеканалов, лидирующим кандидатам, партиям и институту выборов в целом. Аполитичность населения, в свою очередь, ведет к повышению капиталоемкости избирательных кампаний из-за необходимости проведения оппозицией массовой агитации в большем объеме через менее эффективные каналы коммуникации. В то время власть будет наращивать финансирование телевидения из государственного бюджета, требуя взамен реализации еще большего объема мобилизационных действий.

Таким образом, эффективность работы телевидения в процессе политической коммуникации в государстве и в регионе можно проанализировать по сочетанию применения на экране маркетинговых и мобилизационных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Новое на сайте: