Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования
Страница 3

Статьи по социологии » Социологическое исследование » Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования

Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.

Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы:

– опрос;

– анализ документов;

– наблюдение;

– эсперимент.

Опрос – самый распространенный вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению (общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях).

Существуют две основные разновидности социологического опроса:

– анкетирование,

– интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый (респондент) сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Оно может быть также очным и заочным (почтовый опрос, прессовый – через газету, журнал).

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме оно может быть прямым (“лицом к лицу”) и опосредованным (по телефону).

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.

В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.

В специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Анализ документов.

Документальной в социологии называют любую информацию,

фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото– или кинопленке.

Классификация документов:

По способу фиксирования информации:

– рукописные и печатные документы;

– записи на кино– или фотопленке, на магнитной ленте.

По целевому назначению:

– целевые (материалы, которые были избраны самим исследователем);

– наличные (материалы, составленными независимо от социолога, ради каких-то других целей). Обычно именно эти материалы и называют документальной информацией в социологическом исследовании.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое на сайте:

Позитивная и негативная дезинтеграция как два вектора развития личностного кризиса
Личностный кризис можно обозначить как точку бифуркации (по И. Г. Пригожину), в которой существует два вектора развития дезинтеграции: Ø позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень инте ...

Действительное постиндустриальное общество. Практическое задание
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА ТИП ОБЩЕСТВА Традиционное Индустриальное Постиндустриальное 1) Господствующий сектор экономики Аграрный Индустриальный (Промышленность) Энергетика и топливно-энергетический комплек ...

Факторы брачного выбора
1. Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы: Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии - экзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания ...