Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования
Страница 3

Статьи по социологии » Социологическое исследование » Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования

Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.

Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы:

– опрос;

– анализ документов;

– наблюдение;

– эсперимент.

Опрос – самый распространенный вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению (общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях).

Существуют две основные разновидности социологического опроса:

– анкетирование,

– интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый (респондент) сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Оно может быть также очным и заочным (почтовый опрос, прессовый – через газету, журнал).

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме оно может быть прямым (“лицом к лицу”) и опосредованным (по телефону).

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.

В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.

В специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Анализ документов.

Документальной в социологии называют любую информацию,

фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото– или кинопленке.

Классификация документов:

По способу фиксирования информации:

– рукописные и печатные документы;

– записи на кино– или фотопленке, на магнитной ленте.

По целевому назначению:

– целевые (материалы, которые были избраны самим исследователем);

– наличные (материалы, составленными независимо от социолога, ради каких-то других целей). Обычно именно эти материалы и называют документальной информацией в социологическом исследовании.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое на сайте:

Практические аспекты решения проблем сельской молодежи. Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан
Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущая действительность. Молодежь, составляющая более трети населения республики, – это большая социальная группа, ...

Ленин.
Ленин Владимир Ильич* (настоящая фамилия Ульянов, псевдоним Н. Ленин с января 1901) (10 апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, деревня Горки, Московская губерния) - один из основателей РСДРП, идеолог большевизма, политический деятель. Из ...

Деятельность Тосненского районного Дома культуры по работе со спонсорскими и меценатскими организациями. Дома культуры и клубы, как важнейший сегмент социально-культурной деятельности, в работе со с
Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующи ...