Методологическая и методическая составляющие программы социологического
исследованияСтраница 4
По степени персонификации:
– личные (карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи);
– безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).
В зависимости от статуса документального источника:
– официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т.д.);
– неофициальные (многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений);
– материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино.
По источнику информации:
– первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий);
– вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников).
По прямому содержанию:
– литературные данные,
– исторические и научные архивы,
– архивы социологических исследований.
Традиционный (классический) анализ документов – это метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание.
Наблюдение.
Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.
В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что:
а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;
б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;
в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;
г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Классификация наблюдений производится по различным основаниям:
По степени формализованности:
– неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное). Исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом.
– контролируемое (стандартизованное, структурное). Исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя:
– соучаствующее (или включенное). Исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри".
– стимулирующее (одна из модификаций включенного наблюдения). Исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые".
– простое наблюдения. Исследователь регистрирует события "со стороны".
В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.
Новое на сайте:
Семья в античности
В Древней Греции и Риме патриархальная и моногамная семья являлась единственной формой семейных отношений. Греки считали, что вводить в дом много жён - варварский обычай, это не достойно благородного эллина. Рождение детей для древних гре ...
Концепт мужественности Нового времени.
Представления о различии полов и связанные с ними нормы поведения, выражаются чаще всего в форме разъяснений особых качеств и обязанностей, преимуществ и ограничений, свойственных женскому полу. Сущность же, природа и предназначение мужчи ...
Взаимодействие
социологии с литературой, искусством
Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение обще ...