Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования
Страница 4

Статьи по социологии » Социологическое исследование » Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования

По степени персонификации:

– личные (карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи);

– безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).

В зависимости от статуса документального источника:

– официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т.д.);

– неофициальные (многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений);

– материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино.

По источнику информации:

– первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий);

– вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников).

По прямому содержанию:

– литературные данные,

– исторические и научные архивы,

– архивы социологических исследований.

Традиционный (классический) анализ документов – это метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание.

Наблюдение.

Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.

В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что:

а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;

в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;

г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям:

По степени формализованности:

– неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное). Исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом.

– контролируемое (стандартизованное, структурное). Исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя:

– соучаствующее (или включенное). Исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри".

– стимулирующее (одна из модификаций включенного наблюдения). Исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые".

– простое наблюдения. Исследователь регистрирует события "со стороны".

В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое на сайте: