Анализ результатов
Страница 3

Когнитивные копинги у подростков связаны с осмыслением и поиском решения проблемы, что является адаптивными способами выхода из стресса (продуктивными). К частично адаптивным (относительно продуктивным) относится ориентация на мнение других, что является признаком конформности в принятии решений. К неадаптивным (непродуктивным) когнитивным копингам относятся избегание проблемы и растерянность. В эмоциональной сфере к адаптивным (продуктивным) относят эмоциональное сосредоточение, к частично адаптивным (относительно продуктивным) – поиск эмоциональной поддержки и эмоциональную разрядку, к неадаптивным (непродуктивным) – подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность. В поведенческой сфере к адаптивным (продуктивным) принято относить активное преодоление и альтруизм, к частично адаптивным (относительно продуктивным) – поиск социальной поддержки и отвлечение, к неадаптивным (непродуктивным) – изоляцию, компенсацию с использованием допинговых средств и уход от реальности.

В целом подростки всех групп в большей степени используют относительно продуктивные и непродуктивные стратегии преодоления стресса. Однако видима тенденция использования продуктивных копингов, в большей степени в эмоциональной сфере, также по всем группам в целом.

Подростки первой группы (низкотревожные) в эмоциональной сфере больше ориентированы на продуктивные копинги, относительно продуктивные и непродуктивные копинги используют в равной степени. Когнитивные копинги в большей мере относительно продуктивные. Однако в поведении подростки чаще всего используют относительно продуктивные, затем непродуктивные и, наконец, продуктивные копинги.

Вторая группа подростков (среднетревожные) чаще всего используют когнитивные и поведенческие относительно продуктивные копинги и эмоциональные продуктивные копинг-стратегии.

Подростки третьей группы в большей степени ориентированы на использование непродуктивных и относительно продуктивных копингов, что менее адаптирует к стрессовым ситуациям.

Таким образом, у подростков всех групп преобладают эмоциональные копинг-стратегии как продуктивные (эмоциональное сосредоточение), так и непродуктивные (подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность). Однако при этом у высокотревожных подростков уменьшается доля продуктивных эмоциональных стратегий (39% – 50% – 25%), а доля непродуктивных эмоциональных стратегий, наоборот, возрастает (33% – 24% – 42%).

И в целом у высокотревожных подростков заметно ниже доля продуктивных стратегий преодоления стресса, при этом они вообще не ориентированы на когнитивные и поведенческие продуктивные копинги (поиск решения проблемы и придание смысла, активное преодоление и альтруизм).

Для диагностики основного источника социальной поддержки мы использовали методику ВСП (восприятие социальной поддержки) [24; с. 289].

Таблица 6. Показатели восприятия социальной поддержки у подростков с разным уровнем тревожности

Группы испытуемых

Уровень тревожности

Восприятие социальной поддержки (средняя оценка в баллах)

Семейная поддержка

Дружеская поддержка

Значимые другие

Первая группа

Низкий

2,33

2,5

2,39

Вторая группа

Средний

2,35

2,91

2,48

Третья группа

Высокий

2,08

2,58

1,75

Среднее

2,25

2,66

2,21

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте: