История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в России. История развития благотворительности, меценатства и спонсорства в России
Страница 2

Статьи по социологии » Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации » История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в России. История развития благотворительности, меценатства и спонсорства в России

Древнерусские цари накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым, также посещали и отдельно живших убогих людей.

Нищенство считалось на Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные. Трудно сказать, в какой степени такой взгляд на благотворительность содействовал улучшению древнерусского общества.

Невозможно вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого. Явственнее всего обнаруживалось значение такой личной милостыни, когда нужда в благотворительной помощи вызывалась не горем отдельных несчастливых людей, а народным бедствием.

Такое бедствие случилось во время трехлетнего голода 1601-03 гг. при Борисе Годунове. Царь не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся. Прослышав об этом, народ толпами повалил в Москву из неурожайных провинций, чем усилил нужду в столице, началась сильная смертность. При первых же признаках неурожая началась хлебная спекуляция. Царь принимал строгие и решительные меры против этого. Благотворительность власти, - хорошо, что она была, но в период такого бедствия помогала мало. Смягчить положение голодающих могли бы накопленные людьми частные средства, но население было чрезвычайно вредно, и, возможно, помогла бы свободная продажа хлеба по вольным ценам, так как никакие реквизиции всё равно народ не кормили.

Ульяна Устиновна Осорьина, вдова-помещица, жена зажиточного провинциального дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Когда мужа отсылали на 2-3 года на царскую службу куда-нибудь в Астрахань, Ульяна Устинова шила и пряла, рукоделье своё продавала и выручку тайком раздавала нищим.

Эта любовь к ближнему помогла Ульяне Устиновне легко переступить через самые закоренелые общественные предрассудки Древней Руси. Глубокая юридическая пропасть лежала между барином и его холопом: последний был для первого по закону не лицом, а простой вещью. Десятками наполняющая дворы зажиточных домовладельцев, плохо одеваемая и всегда содержимая впроголодь, челядь составляла толпу домашних нищих, даже более жалких сравнительно с вольными, публичными нищими. Древнерусская церковная проповедь указывала на них господам как на ближайший предмет для сострадания.

В усадьбе Ульяны Устиновны было много челяди. Она её хорошо кормила и одевала, не баловала, но щадила, не оставляла без дела, но задавала каждому работу по силам и что могла, всё делала сама, не допускала себя разувать и подавать воды умыться. При этом она не позволяла себе обращаться к крепостным по кличкам, какими домовладельческая Русь вплоть до 1861 г. окрикивала своих «людей»: Ванька, Машка. Она каждого и каждую называла своим настоящим именем. Во время великого голода она последнее имущество продавала и раздавала голодающим, особенно заботясь о прокормлении своей челяди. Предания нашего прошлого не сохранили нам более возвышенного и более трогательного образца благотворительности и любви к ближнему. Видимо, таких благотворителей было много, потому что Русская земля пережила эти страшные годы и обманула ожидания своих врагов.

В середине XVII в. был ещё один человек, он показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной, построить устойчивую систему благотворительных учреждений. Это Ф. М. Ртищев, ближний постельничий, обер-гофмейстер при дворе царя Алексея Михайловича, а потом его дворецкий. Во время Польского похода он сопровождал царя и, несмотря на болезнь ног, по дороге во множестве собирал раненых и больных, устраивал содержание и уход за ними. Всё это он устраивал на сои деньги, не без материальной помощи жены царя – Марьи Ильиничны. В свои госпитали они принимали даже пленных врагов, нуждающихся в помощи, подобная помощь повторилась еще и в Ливонском походе. Ртищев выкупал из плена тысячи русских, используя личные средства и средства из казны. В Москве он также устроил госпиталь, где лечили больных и вытрезвляли пьяных. Этот дом под именем «Больницы Фёдора Ртищева» существовал и после смерти, поддерживаемый пожертвованиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Каналы вертикальной мобильности
Самое полное описание каналов вертикальной мобильности было дано П. Сорокиным, называвшим их «каналами вертикальной циркуляции». По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, да ...

Типологии и классификации СМК
В арсенале коммуникативистики огромное количество моделей и классификаций, каждая из которых по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации. Рассмотрим некоторые модели, наиболее важные с точки зрения изучения про ...

Концепции естественного права
Естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является ...