История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в России. История развития благотворительности, меценатства и спонсорства в России
Страница 3

Статьи по социологии » Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации » История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в России. История развития благотворительности, меценатства и спонсорства в России

Известно, что занималась частной благотворительностью знаменитая раскольница, боярыня Морозова, вдова приближенного царя боярина Глеба Морозова, богатейшая женщина того времени. По ночам, переодевшись в простое платье, чтобы быть неузнанной, она ходила по темницам и богадельням, подавая щедрую милостыню, кормила, лечила. У неё в доме был целый приют для странников и калек. Вся многочисленная прислуга была заодно с госпожой.

Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Фёдор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество, благодаря им, делало шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям не пропасть. Но эта нерасчётливая благотворительность Древней Руси создала ремесло нищенства, стала средством поддержания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, вместо помощи нуждающимся. Ртищев и Ульяна восстанавливали истинное христианское значение милостыни, источник которой – тёплое сострадательное чувство, а цель – уничтожение нужды, нищеты, страдания.

В этом же направлении начинает действовать и законодательство. Со времен царя Фёдора Алексеевича идёт длинный ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной ручной милостыни. В то же время устраиваются благотворительные заведения. Беспомощных велено было содержать на казённый счёт в особом приюте, а здоровым нищим нуждающимся дать работу. Предложено было построить в Москве больницу и богадельню для бродящих и лежащих по улицам нищих.

Предприниматели Древней Руси – купцы и промышленники, жертвовали деньги больше на строительство храмов и сами строили церкви. Так в сознании русских отражалась идея искупления за богатство, которое всегда было связано с грехом. В их действиях была не столько благотворительность в виде помощи ближнему, эта помощь на их пожертвования шла опосредованно через Церковь, сколько желание спасти свою душу в той жизни, которую православие считало главной и которая начиналась после физической смерти.

Петр Великий был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. Он боролся против праздного нищенства, поддерживаемого частной милостыней. Теперь подающие милостыню подвергались штрафу, нищие наказывались. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину бедственного положения людей.

При Императрицах Елизавете и Екатерине II благотворительность снова входит в моду. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. Например, по инициативе Бецкого, который всю жизнь посвятил воспитательной работе в России, был заложен Смольный институт благородных девиц.

Во время Александра I, частная благотворительность получает особый расцвет. Большей частью благотворительностью занимались женщины, в первую очередь императрицы. Например, жена Павла I, императрица Мария Фёдоровна выступала за женское просвещение и основала благотворительную организацию «Ведомства учреждений императрицы Марии». Жена Александра I также создала Императорское Человеколюбивое и Женское патриотическое общества. Первейшей заботой обществ было «выводить из нищеты тех, кто трудами своими и промышленностью себя пропитать могут».

После войны 1812 г., когда сгорела Москва и люди бедствовали, в петербургском кружке великосветских дам родилась мысль о создании Патриотического общества. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных заведений и обществ. Профессиональным благотворителем в начале века был принц П. Г. Ольденбургский: он отдал служению обездоленным людям 42 года жизни. Он открыл первый детский ночной приют. До революции было много благотворительных обществ, и все они были упразднены. Практическая ситуация в России складывалась так, что честный, но на беду хорошо обеспеченный человек любыми способами старался скрыть следы своего благополучия, мораль не позволяла подниматься над уровнем нищеты. Жертвование, благотворительность – при всём различии побуждающих к ним причин – являлись искуплением за нажитое богатство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Функции заработной платы с точки зрения фирмы
Заработная плата представляет собой вознаграждение фирмы работающим по найму за произведенную ими работу или за ожидаемый от них трудовой вклад. Фактически фирме приходится нести более высокие расходы на содержание персонала в сравнении с ...

Выводы
Роль семьи в современных условиях приобретает не только формальное (юридическое), но еще и жизненно необходимое значение. Соответственно, система социальных отношений в семье требует внимательного отношения со стороны всех ее членов. Дело ...

Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях
Социальная работа в местах лишения свободы проводится в три этапа: – при поступлении осужденного в учреждение; – в ходе отбывания им наказания; – по подготовке к освобождению. В рамках этих мероприятий оказывается, например, конкретна ...