История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в России. История развития благотворительности, меценатства и спонсорства в России
Страница 5

Статьи по социологии » Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации » История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в России. История развития благотворительности, меценатства и спонсорства в России

Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать своё место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслужить признание было трудно, учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: меценатство и благотворительность. Меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей.

Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством.

Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно. Тем не менее при создании Третьяковской галереи и на другие пожертвования Павел Михайлович (1832-1898 гг.) тратил огромные по тому времени деньги, может быть, в ущерб семье. В частности, им было создано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Сергей Михайлович занимался общественной деятельностью, много работал по городскому самоуправлению, был городским головой, собирал картины как любитель. Павел отдал себя целиком собиранию картин. Сначала он купил картины старых голландцев. Потом он начал покупать картины русских художников и развешивал их в своем кабинете, а потом и по всему дому. В 1872 г. было принято решение о постройке галереи. Он не только собирал картины, но становился как бы историком русской живописи, а также активным участником её истории. В своём заявлении в Московскую городскую думу о передаче его галереи Москве он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России, и, вместе с тем, сохранить на вечное время собранную мной коллекцию».

Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович (1841-1918 гг.). Промышленник, строитель железных дорог, музыкант, режиссёр, писатель, скульптор – человек, который говорил, что его главный талант – это находить таланты. Он не столько коллекционировал и поддерживал искусство, сколько «двигал его вперед». Участвовал в его развитии, созидал. Он участвовал в театральных постановках, занимается пением, скульптурой. Строит Донецкую железную дорогу, расширяет вагоностроительный завод в Мытищах. В то же время он поддерживает художников, интересуется живописью. В Москве он открыл свой тестр – Русскую оперу. Её путь к успеху был нелёгким, но в конце концов она снискала всеобщее признание. В 1899 г. Савва Иванович был арестован и посажен в тюрьму, там он лепил бюсты. Выйдя из тюрьмы, занялся скульптурой и керамикой. Про него сказал Васнецов: «Нужны личности…творящие ту атмосферу, в которой может жить производить, развиваться и совершенствоваться искусство».

Бахрушины торговали скотом и сырыми кожами. Потом была куплена маленькая кожевенная фабрика. Они широко и щедро жертвовали на благотворительные цели, возвели приют для брошенных детей. Были построены дом бесплатных квартир для нуждающихся, Народный дом для досуга детей и подростков. Приняли финансовое участие в создании Московского Коммерческого института, помогали рабочим во время Первой мировой войны. 30 октября 1894 г. Бахрушин в третьем поколении организовал в родительском доме в Кожевниках выставку коллекции для желающих – этот день считается официальной датой открытия музея. Вскоре музей был передан Российской академии наук.

Морозовы были хлопчатобумажными фабрикантами. При фабрике была оборудована больница, ясли, библиотека. Десятки тысяч тратили Морозовы на культурные программы: поддерживали Московский Художественный театр, построили Кустарный музей, жертвовали на нужды культуры и искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Одиночество как результат неудачи в общении
Не иметь любимого, друзей или семьи - значит потерпеть неудачу, по мнению общества, а зачастую и по собственному мнению (Gordon, 1976). Милнер писал: "Сказать: "Я одинок" - значит признать, что ты, по существу, неполноценен ...

Раскройте цели, задачи, этапы разработки и основные направления реализации демографической политики
Любая политика есть сочетание целей и средств их достижения. Целью политики народонаселения выступает воздействие на развитие народонаселения. Развитие народонаселения - это такой процесс количественных и качественных изменений в народона ...

Орган опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительст ...